Дело 2-285/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Октябрьский 31 августа 2011 года Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., при секретаре Бова Е.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустиной Е.В., представителя ответчика – директора МОУ ... Ворониной А.П., представителя ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... Казакова С.В., представителя третьего лица Управления образования администрации МО ... Кулакова А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению ... и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... об устранении нарушения правил пожарной безопасности, установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению МОУ «... о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: - в здании ... обеспечить запоры на дверях эвакуационного выхода, обеспечить возможность свободного открытия запоров на дверях эвакуационного выхода изнутри без ключа; - в здании детского сада ... на видных местах вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03); - в здании «... оборудовать здание школы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, отвечающие нормативным требованиям, вывесить на видных местах; - в здании детского сада ... оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования прокурора мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения прав несовершеннолетних на образование в здании МОУ ... выявлены нарушения закона, требования по обеспечению надлежащих условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса не соблюдаются. Выявлены несоответствия состояния пожарной безопасности в зданиях ..., детского сада ..., ..., детского сада ... требованиям, предъявляемым Федеральным законом РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требованиям ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве ответчика по делу привлечен собственник муниципального имущества, переданного в оперативное управление МО ... - администрация МО ... в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом. В ходе разбирательства дела прокурор Устьянского района Архангельской области в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнил, просит возложить на муниципальное образовательное учреждение МОУ ... и на администрацию муниципального образования ... в лице комитета по управлению муниципальным имуществом обязанность - устранить нарушения правил пожарной, а именно: - в здании ... обеспечить запоры на дверях эвакуационного выхода, обеспечить возможность свободного открытия запоров на дверях эвакуационного выхода изнутри без ключа; - в здании детского сада ... на видных местах вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03); - в здании ... оборудовать здание школы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, отвечающие нормативным требованиям, вывесить на видных местах; - в здании детского сада ... оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Уточненные исковые требования мотивированы тем, что согласно дополнительному соглашению от ...г. к договору передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению ... от ...г. собственник имущества обязан обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности на всех передаваемых в оперативное управление объектах муниципальной собственности. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Капустина Е.В., поддержала уточненные исковые требования прокурора о возложении на МОУ ... и администрацию МО ... в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом обязанности устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в структурных подразделениях МОУ ..., привела аналогичные доводы. Представитель ответчика – директора МОУ ... Воронина А.П., с исковыми требованиями согласна, однако считает, что за нарушения правил пожарной безопасности должен отвечать собственник имущества, а именно Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО .... Выявленные нарушения правил пожарной безопасности в структурных подразделениях МОУ ... в настоящее время устраняются и будут устранены в ближайшее время. Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... Казаков С.В. исковые требования по устранению нарушений правил пожарной безопасности в зданиях структурных подразделений МОУ ... признал. Однако считает, что бремя содержания имущества несет собственник имущества, соответственно он же обязан обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности на всех объектах собственности. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявляемым к образовательному учреждению. В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации МО ... Кулаков А.Л. поддержал исковые требования прокурора, предъявленные к собственнику имущества – администрации МО ..., считает, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности должен нести именно собственник имущества, а не руководитель образовательного учреждения. Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустину Е.В., представителя ответчика Воронину А.П., представителя ответчика Казакова С.В., представителя третьего лица Кулакова А.Л., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. В соответствии со свидетельством серии ... Муниципальное образовательное учреждение ... внесен в Единый реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .... Согласно свидетельству серии ... МОУ ... поставлено на учет, как юридическое лицо ...г., ИНН .... В соответствии с п. 1.6 Устава МОУ ... является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет; в соответствии с п. 1.2 Устава - Учредителем является – администрация МО ..., орган, осуществляющий полномочия учредителя Управление образования администрация МО ...; в соответствии с п. 1.5 Устава в школе реализуются образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Согласно пп. 1.13 Устава МОУ ... имеет, в том числе, структурные подразделения: ..., детский сад ..., ..., детский сад .... В соответствии с п. 1.12 - Школа несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся, работников школы. Согласно п. 5.1 Устава – за школой Комитет по управлению имуществом закрепляет имущество, принадлежащее МО ..., на праве собственности, объекты собственности, закрепленные за школой, находятся в ее оперативном управлении с момента передачи имущества. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах установленных законом в соответствии с установленными целями деятельности и договором между школой и комитетом по управлению имуществом. В соответствии с п. 5.3, п. 5.4 Устава – Школа самостоятельно осуществляет свою финансово–хозяйственную деятельность. В соответствии с договором передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению ... от ...г., заключенным между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... (собственник) и МОУ «... (учреждение), произведено закрепление муниципального имущества за МОУ ..., имущество передано в оперативное управление «Учреждению», осуществляющему в пределах действующего законодательства, Устава учреждения и настоящего договора право владения и пользование имуществом «Собственника», имеющего в своем составе структурные подразделения, в том числе: ... по адресу: МО ...; ... по адресу: МО ...; детский сад ... по адресу: МО ...; детский сад ... по адресу: МО .... В соответствии с дополнительным соглашением к договору передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению, п. 3.5 указанного договора дополнен п.п. 4, согласно которому собственник - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... обязан обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности на всех передаваемых в оперативное управление объектах муниципальной собственности. В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установлено, что проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на имущественном комплексе МОУ ..., проведена государственным инспектором ... по пожарному надзору по распоряжению начальника ОНД ... УНДГУ МЧС России по Архангельской области ... от ...г., при проведении проверки присутствовала директор школы ФИО1 Согласно акту проверки от ...г. в структурных подразделениях МОУ ... выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: - в здании филиала ... в нарушение п. 52 ППБ 01-03 не обеспечены запоры на дверях эвакуационного выхода, отсутствует возможность свободного открытия изнутри без ключа; - в здании детского сада ...: в нарушение п. 13 ППБ 01-03 во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны; -в здании филиала ...»: в нарушение п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре –СОУЭ, в нарушение п. 16, п. 3 ППБ 01-03 план эвакуации не соответствует нормативным требованиям ГОСТ 12.2.143-2009; - в здании детского сада ...: в нарушение п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре –СОУЭ. Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленном суду акте проверки от ...г., а также других документах и не оспариваются ответчиками. Вопреки требованиям ст. 43 Конституции РФ, ст. 32, 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» образовательным учреждением не созданы надлежащие условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса. На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования по устранению нарушений правил пожарной безопасности основаны на требованиях действующего законодательства, подлежат удовлетворению, вышеуказанные нормы и правила пожарной безопасности, а также нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» ( НПБ -104-03) действуют на территории РФ уже с 2003 года, однако с указанного времени ответчики активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимали, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, учащихся учебного заведения. Суд не принимает во внимание доводы представителей ответчиков о том, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности лежит на муниципальном образовании в лице уполномоченного органа, а не на образовательном учреждении МОУ ... как несостоятельные и не основанные на законе, поскольку в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на образовательном учреждении, которое обязано создать надлежащие условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение ..., комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: - в здании ..., расположенном по адресу: ..., обеспечить запоры на дверях эвакуационного выхода, обеспечить возможность свободного открытия запоров на дверях эвакуационного выхода изнутри без ключа; - в здании детского сада ..., расположенном по адресу: ..., на видных местах вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны; - в здании ..., расположенном по адресу: ... оборудовать здание школы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, отвечающие нормативным требованиям, вывесить на видных местах; - в здании детского сада ..., расположенном по адресу: ... оборудовать здание детского сада автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Взыскать с ответчика МОУ ... в доход бюджета ... государственную пошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда, в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Судья - Заостровцева И.А. Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2011 года.