О понуждении назначить руководитьеля муниципального унитарного предприятия.



Дело 2- 312/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по гражданскому делу

7 сентября 2011 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., представителя ответчика- главы муниципального образования ... Друганова С.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия главы МО ... по не назначению на должность руководителя муниципального унитарного предприятия ... и возложении на главу МО ... обязанности назначить на должность руководителя муниципального унитарного предприятия ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ... о признании незаконным бездействие главы МО ... по не назначению на должность руководителя муниципального унитарного предприятия ... и возложении на главу МО ... обязанности назначить на должность руководителя муниципального унитарного предприятия ... в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Требования прокурора основаны на положениях п.п.7 п.1 ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которым собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя данного унитарного предприятия. Директор МУП ... уволился ...г.. С декабря 2010 года деятельность предприятия и управление не осуществляется. На исполнении ОСП по Устьянскому району находиться 14 неисполненных исполнительных производств, возбужденных в отношении должника- МУП ... на основании исполнительных листов о взыскании заработной платы. Бездействие главы МО ... по не назначению руководителя МУП ... свидетельствует о ненадлежащем исполнении им полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Буторина Ю.Л. поддержала требования и доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что бездействием главы МО ... по не назначению руководителя МУП ... нарушаются права неопределенного круга лиц на предоставление услуг, в целях осуществления которых создано муниципальное унитарное предприятие ..., кроме того в связи с неосуществлением деятельности предприятие не имеет дохода и соответственно местный бюджет не пополняется отчислениями с прибыли предприятия, тем самым также нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – глава МО ... Друганов С.И. исковые требования не признал, пояснил, что в МУП ... отсутствует штат работников, имущества нет, кредиторская задолженность составляет более миллиона рублей. Назначить руководителя предприятия не имеет возможности, так как кандидатуры на данную должность нет, назначить волевым решением не может, так как в силу закона принудительный труд запрещен. Не назначением руководителя унитарного предприятия права и законные интересы населения муниципального образования не нарушаются, поскольку бюджет муниципального образования имеет другие источники дохода, МУП ... прибыли не имело, в муниципальном образовании осуществляют деятельность иные предприятия, оказывающие населению услуги, осуществляющие виды деятельности, аналогичные видам деятельности, предусмотренным Уставом МУП ..., в частности ООО ..., в управление которому передано 100% жилого фонда муниципального образования.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Буторину Ю.Л., представителя ответчика Друганова С.И., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к выводу, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, и в связи с этим производство по делу подлежит прекращению на основании следующего.

В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 настоящего Кодекса.

Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении главы муниципального образования назначить руководителя муниципального унитарного предприятия, основываясь на п.п. 7 п.1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Однако, согласно указанной норме закона предусмотрена не обязанность, а право собственника имущества унитарного предприятия назначать на должность руководителя унитарного предприятия, заключать, изменять и прекращать с ним трудовой договор. В силу п.п.7 статьи 20 (Права собственника имущества унитарного предприятия) федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия, в том числе: назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Суд приходит к выводу, что требования прокурора не основаны на законе.

Кроме того, указанные положения закона посвящены полномочиям собственника имущества унитарного предприятия в области трудового права в части возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Как следует из ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе, в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со ст. 19 ТК РФ трудовые отношения могут возникать в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, напрямую предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

В соответствии с Уставом МО ... (ст.30 Устава) для решения вопросов местного значения глава ... сельского поселения вправе в порядке, предусмотренном федеральными законами, принимать решения об учреждении муниципальных предприятий и учреждений, их реорганизации и ликвидации. Руководители муниципальных предприятий и учреждений назначаются на должность и освобождаются от должности главой МО ... в соответствии с федеральным законом. Права и обязанности работодателя в отношении руководителей муниципальных предприятий осуществляются главой МО ... в пределах его полномочий.

Согласно Уставу МУП ... администрация муниципального образования ... от имени собственника имущества назначает на должность директора предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что требования прокурора не основаны на законе, поскольку прокурор не наделен полномочиями вмешиваться в процедуру возникновения трудовых отношений, которые могут быть основаны только на соглашении двух сторон: работника и работодателя, то есть на двухстороннем волеизъявлении. Более того, кандидатуры, выразившей свою волю на возникновение трудовых правоотношений, не имеется, спора не имеется. Права и законные интересы неопределенного круга лиц данными не возникшими правоотношениями не затрагиваются. Прокурор обратился в суд в защиту прав стороны трудовых правоотношений- работника, кандидатура которого фактически не определена, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ : заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

На основании изложенного, руководствуясь абз.2 ст. 220, п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по иску прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации МО ... о признании незаконным бездействие главы МО ... Друганова С.И. по не назначению на должность руководителя муниципального унитарного предприятия ... и возложении обязанности на главу МО ... Друганова С.И. назначить руководителя муниципального унитарного предприятия ... в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу – прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения с подачей частной жалобы (представления) через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья - А.М.Рогачева