О возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог.



Дело № 2-291/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., представителя ответчика- главы администрации МО «...» Устьянского района Архангельской области Друганова С.И.,специалиста - старшего государственного инспектора дорожного надзора оГИБДД ОВД ... ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «...» о признании незаконным бездействия по неосуществлению дорожной деятельности и о возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог с. ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «...» ..., просил признать незаконным бездействие ответчика по осуществлению дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «...» по улицам с. ..., в том числе: по ул. ..., д. 3А (детский сад «...»), ул. ..., д. 1 (МОУ «...»), ул. ..., д. 14 (начальная школа «...»), ул. ...; ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении дер. ...; ул. ... д. 8; ул. ... д. 12; ул. ... д.7, д. 10; а также по улицам д. ..., д. 1а (детский сад «...»); возложить обязанность на администрацию МО «...» ... ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО «...» по улицам с. ..., предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; устранить занижение относительно кромки проезжей части колейного настила обочины и межколейного пространства по ул. ..., по ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении дер. ...; обозначить дорожными знаками опасный участок (вертикальная кривая) по ул. ... в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004; устранить выбоину на проезжей части дороги, превышающую предельные размеры ГОСТ Р 50597-93 по ул. ... д. 8; устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. ... д. 12; оборудовать мостовой переход через ручей колесоотбойными устройствами, перилами, устранить несоответствие ширины проезжей части по ул. ... д. 7, д. 10 ; обязать ответчика разработать проект освещения на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. С. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»; по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...») в соответствии с требованиями в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обязать установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. С. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»); по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...»).

Требования мотивированы тем, что вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО «...» законодательства о безопасности дорожного движения на территории МО «...». В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «...» допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, что нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц на безопасное передвижение.

В ходе разбирательства дела прокурор Устьянского района уточнил исковые требования. Просил признать незаконным бездействие ответчика по осуществлению дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «...» по улицам с. ..., в том числе: по ул. ..., д. 3А (детский сад «...»), ул. ..., д. 1 (МОУ «...»), ул. ..., д. 14 (начальная школа «...»), ул. ...; ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении дер. ...; ул. ... д. 8; ул. ... д. 12; ул. ... д.7, д. 10; а также по ул. д. ..., д. 1а (детский сад «...»); возложить обязанность на администрацию МО «...» ... ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО «...» по улицам с. ..., предусмотрев в нем схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; обозначить дорожными знаками опасный участок (вертикальная кривая) по ул. ..., по ул. ..., по ул. Р.... от пересечения с ул. ... в направлении д. ... в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004; устранить выбоину на проезжей части дороги, превышающую предельные размеры ГОСТ Р 50597-93 по ул. ... д. 8 путем заделки соответствующим материалом, обеспечив твердость покрытия основному типу твердого асфальтобетонного покрытия; устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. ... д. 12; восстановить профиль дорожного покрытия в месте образования просадки в месте укладки трубы и демонтажа мостового перехода через ручей по ул. ... д.7, д.10; обязать ответчика разработать проект освещения на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. С. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»; по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...») в соответствии с требованиями в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; обязать установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. С. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»); по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...»).

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. требования прокурора и доводы, изложенные в иске, поддержала. Пояснила, что органами муниципального образования не исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности, тем самым нарушаются требования по безопасности дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика – глава администрации МО «...» ... Друганов С.И. в судебном заседании с иском согласился частично, не оспаривает необходимость разработать проект организации дорожного движения и проект освещения на участках автомобильных дорог местного значения, пояснил, что в остальной части требования иска выполнены либо находятся в стадии завершения. Привел доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве, в том числе указал, что администрация действует по исполнению полномочий в рамках бюджета. Часть мероприятий не была включена в план работы администрации в связи с отсутствием финансирования. Вышеуказанные действия не могут быть исполнены главой администрации единолично, поскольку решение об утверждении местного бюджета принимает представительный орган муниципального образования, являющийся коллегиальным. В соответствии с планом работы МО «...» на 2011 год и утвержденными лимитами расходных обязательств бюджета в текущем году выполнены работы по организации дорожной деятельности общим объемом финансирования более ... руб. из местного бюджета и ... руб. за счет субвенций.

Суд, заслушав стороны, специалиста, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011), к вопросам местного значения поселений в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; организация освещения улиц.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Пунктом 6 статьи 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 данного Закона под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным вещным правом является право собственности.

Согласно указанному Закону № 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида. Данный Закон не устанавливает критериев отнесения дорог к дорогам местного значения, это осуществляется по остаточному принципу: дороги, не отнесенные ни к одному из указанных в законе видов, а именно, не включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и не оформленные в частную собственность, должны признаваться дорогами местного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из статьи 26 Устава муниципального образования «...» следует, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ... сельского поселения является администрация муниципального образования, которая в силу ч. 3 ст. 26 Устава, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 7 Устава МО «...» к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с приложением № ... к областному закону от 20.12.06г. № 307-14-03 «Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Архангельской области, передаваемых в собственность муниципального образования «...» ...» под № ... и согласно ведомости по нефинансовым активам за июль 2011 года в собственности МО «...» значатся автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта с. ... протяжённостью 11,02 км., в границах населенного пункта дер. ... протяжённостью 3,4 км.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются, кроме того подтверждаются выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования «...».

Таким образом, судом установлено, что собственником автомобильных дорог в границах сельского поселения МО «...», в том числе по ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ..., ул. ..., автомобильной дороги по улицам в дер. ... является муниципальное образование «...», на которое в силу ст. 201 ГК РФ возложено бремя их содержания.

Дороги по указанным выше улицам являются автомобильными дорогами общего пользования, предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, дорога- это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (включая проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии). Согласно Закону № 257-ФЗ, автомобильная дорога понимается как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя: а) земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и т.п.), т.е. вся территория в предела полосы отвода (а не только в пределах проезжей части, тротуаров и обочин); б) дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автодорог и - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (ред. от 21.04.2011) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения закреплены в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст. Кроме того, требования к состоянию автомобильных дорог закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221. Указанные требования стандарта в силу абзаца 2 п. 1 указанного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из акта комплексной проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории Устьянского района от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проверки автомобильных дорог МО «...» выявлены нарушения в содержании автомобильных дорог, в том числе: в дер. ... д. 1А (детский сад «...»), а также в с. ...: по ул. ... д. 3А (детский сад «...»), д. 1 (МОУ «...») ул. ... д. 14 (начальная школа «...») недостаточное наружное освещение, нет дорожных знаков 1.23 в районе детских образовательных учреждений ;по ул. ... – занижена относительно кромки проезжей части колейного настила обочина и межколейное пространство (ниже 4 см.), не обозначен дорожными знаками опасный участок (вертикальная кривая); по ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении д. ... занижена относительно кромки проезжей части колейного настила обочина и межколейное пространство (ниже 4 см.), не обозначен дорожными знаками опасный участок (вертикальная линия); по ул. ... д. 8 – выбоина на проезжей части дороги превышающая предельные размеры ГОСТ Р 50597-93, по ул. ... д. 12 возвышение обочин над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием, по ул. ... д. 7, д. 10 – мостовой переход через ручей не оборудован колесоотбойными перилами, ширина проезжей части 2 м. не соответствует нормативам, автомобильные дороги МО «...» по ул. С. ... – нет технических средств организации дорожного движения – дорожных знаков, установка которых обусловлена п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, не систематизировано наружное уличное искусственное освещение.

Согласно акту контрольной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, выявленные в ходе комплексной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ, устранены частично. Не устранены следующие нарушения : в д. ... д. 1 а (д.сад «...», установлен один светильник в районе выхода из детского сада с высотой подвеса 9 м), в с. ... по ул. ... д. 3А (детский сад «...» установлен один светильник в районе выхода из детского сада с высотой подвеса 8 м), д. 1 (МОУ «...», нет светильников по улице, соединяющей ул. ... с ул. ...), ул. ... д. 14 (начальная школа «...» установлен один светильник с высотой подвеса 9 м в районе дома № 16 по улице соединяющей ул. ... с ул. ...)- недостаточное наружное освещение, нет дорожных знаков 1.23 в районе детского образовательных учреждений; по ул. ..., ул. ..., ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении д. ... не обозначены дорожными знаками опасные участки (вертикальная кривая); по ул. ... д. 12 возвышение обочин над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием при отсутствии бордюра; по ул. ... д. 7, д. 10 образование просадки длиной 3,7 м, шириной 5 м, глубиной 0,5 м. в районе укладки водопропускной трубы в виду отсутствия заделки траншей в месте укладки трубы и демонтажа мостового перехода через ручей; автомобильные дороги МО «...» по ул. с. ... – нет технических средств организации дорожного движения – дорожных знаков, установка которых обусловлена п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, не систематизировано наружное уличное искусственное освещение.

Специалист ФИО1 в судебном заседании пояснил, что нарушения в содержании дорог муниципальным образованием в полном объеме не устранены, в том числе: установленное освещение по улицам в районе образовательных учреждений не отвечает требованиям дорожной безопасности, проект освещения на участках автомобильных дорог местного значения по указанным улицам до настоящего времени не разработан; для устранения выбоины на проезжей части дороги по ул. ... д. 8 использован шлак, то есть не соответствующий материал, в связи с чем не обеспечена твердость покрытия, соответствующая основному типу твердого асфальтобетонного покрытия указанной дороги; мостовой переход демонтирован, работы не доведены до конца, профиль дорожного покрытия не восстановлен. Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО «...» не разработан.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Как следует из ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» к техническим средствам организации дорожного движения относятся в том числе: дорожный знак, разметка, дорожное ограждение.

В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В судебном заседании установлено, что проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО «...» по улицам с. ..., который бы включал в себя схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей, не разработан.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Судом установлено, что выбоина на проезжей части дороги по ул. ... д. 8, превышающая предельные размере, предусмотренные ГОСТом Р 50597-93, заделана материалом (шлак), не соответствующим типу покрытия проезжей части дороги- асфальтобетон.

В соответствии с п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

В судебном заседании установлено, что по ул. ... д. 12 имеется возвышение обочины над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием. При отсутствии бордюра.

Как следует из ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности 1) менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения.

Судом установлено, что не обозначен дорожными знаками опасный участок (вертикальная кривая) по улицам ... от пересечения с ул. ... в направлении д. ... в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.

Также установлено, что по ул. ... д. 7, д. 10 в результате укладки водопропускной трубы и демонтажа мостового сооружения образовалась просадка.

Область применения ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе и к стационарному электрическому освещению автомобильных дорог.

Согласно п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии не менее 100 метров.

Пунктом 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» установлено, что: стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

Факт недостаточного стационарного освещения на участках автодороги в по улицам дер. ... д. 1 А (детский сад «...»); по улицам в с. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ... д. 1 (МОУ «...»); по ул. ... д. 14 (начальная школа «...») подтверждается материалами дела, пояснениями специалиста ФИО1

Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о не исполнении ответчиком полномочий, предусмотренных п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по осуществлению дорожной деятельности, поскольку установлено, что на протяжении длительного периода не приняты необходимые меры по приведению состояния дорожного полотна автомобильных дорог местного значения, расположенных в дер. ... и в с. ... ул. ... д. 3А (детский сад «...»), ул. ... д. 1 (МОУ «...»), ул. ... д. 14 (начальная школа «...»), ул. ...; ул. ... от пересечения от пересечения с ул. ... в направлении дер. ...; ул. ... д. 8; ул. ... д. 12; ул. ... д.7, д. 10; в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, в том числе по установке надлежащего стационарного электрического освещения.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Учитывая, что органам местного самоуправления нормами Конституции РФ предоставлено право самостоятельного формирования и утверждения бюджета, ответчик обязан был предусмотреть в бюджете достаточное количество денежных средств на выполнение возложенных на него законом задач, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что часть мероприятий необходимых к выполнению не была включена в план работы администрации в виду отсутствия достаточного финансирования, являются не состоятельными.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Устьянского района являются обоснованными и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «...» ... по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «...» по улицам дер. ... д. 1А (детский сад «...»), по улицам с. ..., в том числе; ул. ... д. 3А (детский сад «...»), ул. ... д. 1 (МОУ «...»), ул. ... д. 14 (начальная школа «...»), ул. ...; ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении дер. ...; ул. ... д. 8; ул. ... д. 12; ул. ... д.7, д. 10.

Обязать администрацию муниципального образования «...» ... ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения, расположенных в с. ..., путем устранения выявленных недостатков, а именно:

- разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО «...» по улицам с. ..., предусмотрев в нем, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей;

- обозначить дорожными знаками опасные участки (вертикальная кривая) по ул. ..., по ул. ..., по ул. ... от пересечения с ул. ... в направлении д. ... в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004;

- устранить выбоину на проезжей части дороги, превышающую предельные размеры ГОСТ Р 50597-93 по ул. ... д. 8 путем заделки соответствующим материалом, обеспечив твердость покрытия основному типу твердого асфальтобетонного покрытия;

- устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. ... д. 12;

- восстановить профиль дорожного покрытия в месте образования просадки в месте укладки трубы и демонтажа мостового перехода через ручей по ул. ... д.7, д.10;

Обязать администрацию МО «...» разработать проект освещения на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. с. Шангалы: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»); по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...») в соответствии с требованиями в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

Обязать администрацию МО «...» установить надлежащее стационарное электрическое освещение в соответствии с разработанным проектом с учетом ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках автомобильной дороги местного значения по улицам дер. ..., д. 1 А (детский сад «...»); по ул. С. ...: ул. ..., д. 3 А (детский сад «...»); по ул. ..., д. 1 (МОУ «...»); по ул. ..., д. 14 (начальная школа «...»).

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М. Рогачева

Мотивированное решение принято судом 12 сентября 2011 года.

Председательствующий судья А.М. Рогачева