О возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.



Дело № 2-346/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» октября 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой Н.В.

при секретаре Артисовой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Капустиной Е.В.,

ответчика – муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» в лице представителя Ковалевой Г.В., третье лицо – Управление образования администрации МО «...» в лице представителя Зайцевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «...» о признании незаконным бездействие по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности, возложении на МОУ «...» в лице его директора Ковалёвой Г.В. обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» муниципального образования «...» ... (далее МОУ «...») о признании незаконным бездействие по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности, возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, установлено что МОУ «...» с 2010 года осуществляет медицинскую деятельность без специальной лицензии.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Капустина Е.В. поддержала исковые требования, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МОУ «...» Ковалева Г.В. исковые требования прокурора Устьянского района признала. Пояснила, что с 2010 года учреждение осуществляют медицинскую деятельность без специальной лицензии. В настоящее время приняты меры для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности: медицинские работники прошли обучение, в медицинском кабинете, изоляторе, кабинетах массажа и физиопроцедур, офтальмологический кабинете проведен ремонт, кабинеты оснащены необходимым медицинским оборудованием. В настоящее время необходимо провести сертификацию медицинского оборудования, провести обучение сотрудника по утилизации отходов. Проводится подготовка документов для предоставления в Роспотребнадзор по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Третье лицо - Управление образования администрации МО «...» исковые требования прокурора поддержало. Представитель Зайцева Г.А. пояснила, что в настоящее время проводятся в учреждении работы, направленные на получение медицинской лицензии: сделана заявка на выделение дополнительных средств из бюджета на сертификацию медицинского оборудовании, оплате расходов, связанных с получением лицензии.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района, представителя ответчика МОУ «...», представителя третьего лица - управления образования администрации МО «...», исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Судом установлено, что в соответствии со свидетельством <данные изъяты> МОУ «...» поставлен на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, ИНН ....

В соответствии со свидетельством <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

В силу п.4.1. Устава МОУ «...» от ДД.ММ.ГГГГ, в своей деятельности центр руководствуется законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Уставом, и другими нормативно – правовыми актами органов управления образования.

Судом установлено, что МОУ «...» получена лицензия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам. В приложении к данной лицензии, указан перечень общеобразовательных программ, по которым МОУ «...» имеет право ведения образовательной деятельности по фактическом адресу.

ДД.ММ.ГГГГ МОУ «...» получено свидетельство о государственной аккредитации, регистрационный номер № ..., со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 5.2. Устава МОУ «...»,для достижения указанной цели и задач Центр осуществляет следующие виды деятельности: организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей <данные изъяты>.

В соответствии с «Уставом», учреждение осуществляет медицинский осмотр воспитанников, назначает медикаментозное лечение, проводит массаж, физиопроцедуры, что подтверждается документами, предоставленными в судебное заседание.

В штатном расписании МОУ «...» имеется врач, медицинские сестры, которые осуществляют медицинскую деятельность в учреждении.

ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка МОУ ...» территориальным отделом в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах, которая выявила нарушения СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». При поведении проверки установлено, что в МОУ «...» осуществляется медицинская деятельность штатными медицинскими работниками: на базе учреждения проводятся медицинские осмотры, физиопроцедуры с использованием медицинского оборудования, массаж, ингаляции, медикаментозное лечение.

В соответствии с п. 96 ч.1 ст. 17 Федерального Закона № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено обязательное лицензирование медицинской деятельности.

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 в ред. от 30.12.2008 г.), право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. К таким видам деятельности, подлежащим лицензированию, отнесена медицинская деятельность (пункт 96 части 1 статьи 17).

В принятом на основании указанного Федерального закона Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 4). Указанным Постановлением утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, из которого следует, что среди работ, указанных в Перечне, значатся услуги по медицинским осмотрам, физиотерапии, медицинскому массажу, по лечебному делу, по организации сестринского дела, по общей практике.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что виды медицинской деятельности, оказываемой медицинскими работниками МОУ «...», подпадают под обязательное лицензирование. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в МОУ «...» подтверждается материалами дела. Осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии не оспаривается представителем ответчика.

Согласно положениям Устава МОУ «...», Центр является юридическим лицом (п. 4.2). Возглавляет МОУ «...» директор, который, согласно п. 7 Устава, представляет интересы Центра во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах, отвечает за качество и эффективность работы учреждения. В соответствии с п. 38 типового положения «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 867, директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором (контрактом).

В соответствии с приказом № ... л/с от ДД.ММ.ГГГГ, директором МОУ «...» принята на работу Ковалева Г.В..

Согласно типовому положению об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утверждённому постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 867, директор МОУ «...» во исполнение возложенных на него задач обязан обеспечивать, в том числе, своевременное лицензирование медицинской деятельности.

Отсутствие лицензии препятствует своевременному и качественному получению медицинской помощи и реализации права граждан на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.

Также суд принимает признание иска ответчиком, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц в соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ.

Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «...» в лице его директора Ковалёвой Г.В. о признании незаконным бездействие по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности, возложении на МОУ «...» обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, основаны на требованиях действующего законодательства, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» муниципального образования «...» ... – удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» муниципального образования «...» ... в лице директора Ковалёвой Г.В. по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности - незаконным.

Обязать муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» муниципального образования «...» ... в лице директора Ковалёвой Г.В. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.