О возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.



Дело 2-351 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 05 октября 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Артисовой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика администрации МО «...» Илатовской О.Н., представителя третьего лица –Управления Роспотребназора Коробовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «...» по устранению нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «...» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Основанием исковых требований является, что администрация МО «...» является собственником источников водоснабжения, расположенных в пос.... по ул.... (№ ...), по ул.... ( №...), по ул.... (№ ...), у больницы (№ ...), в 40 метрах от СКВ (№ ...) Скважины эксплуатируются ООО «...» на основании договора аренды. В соответствии со ст.ст.27, 55 ВК РФ органы местного самоуправления осуществляют полномочия по охране водных объектов, предотвращению негативного воздействию вод и их последствий. В соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Организация водоснабжения населения отнесена законом к вопросам местного значения. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, и могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей п. ..., создают опасность причинения вреда окружающей среде. На момент проверки в МО «...» отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов.

В судебное заседание представлено уточненное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, которое поддержано помощником прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю. Прокурор просит суд, обязать администрацию МО «...» в срок до 01 сентября 2012 года разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения: скважин, расположенных в п.... на улицах ... (№ ...), ... (№ ...), ... (№ ...), у больницы (№ ...), в 40 метрах от СКВ № ... ( № ...) согласно п.1.6, 1.12, 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02; в срок до 01 сентября 2012 года благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанного источника питьевого водоснабжения населения муниципального образования (отсыпать дорожки, оборудовать канализации с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зон санитарной охраны) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПин 2.1.4.1110-02; в срок до 01 мая 2012 года разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «...».

Ответчик- администрация МО «...» исковые требования признал. Представитель ответчика Илатовская О.Н. пояснила, что водозаборные скважины в пос.... находятся в собственности администрации МО «...», переданы в аренду МУП «...», в субаренду ООО «...». В рамках договорных отношений будут проведены мероприятия по устранению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора ... поддержало заявленные прокурором исковые требования. Представитель Коробова А.Г. пояснила, что основной целью разработки проекта ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуется в составе трех поясов, в каждом из трех поясов устанавливается специальный режим и определяются мероприятия по предупреждению ухудшения качества воды. Благоустройство территории 1 пояса ЗСО должна включать ряд мероприятий, в том числе отсыпка дорожек, оборудование бытовых помещений, которые расположены в зоне1 пояса канализацией, отводом сточных вод.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ мероприятия по охране водных объектов осуществляется органами местного самоуправления. Для утилизации бытовых отходов в населенных пунктах МО «...» должны быть разработаны генеральные схемы очистки населенных пунктов. В МО «...» органами местного самоуправления такие генеральные схемы не разработаны, что свидетельствует о ненадлежащем муниципальном контроле за обеспечением санитарного состояния в границах населенных пунктов.

Третье лицо - ООО «...» (далее ООО «...») в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещена о дате и месте судебного заседания. По определению суда исковые требования прокурора рассмотрены в отсутствии представителя ООО «...».

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, Архангельской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения населения МО «...» ... качественной питьевой водой, а именно – не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения – скважин в п. ..., не благоустроена территория первого пояса ЗСО источников питьевого водоснабжения, не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений.

Согласно п.4 ст. 8 Устава МО «...» к вопросам местного значения МО «...» относится организация в границах муниципального образования «...» водоснабжения населения.

Судом из материалов дела, показаний сторон установлено, что органами местного самоуправления не проведены мероприятия по обеспечению населения пос. ... качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО «...», которая подает воду из объектов, где не разработан и не обеспечен режим ЗСО. Нарушение требований СанПин 2.1.4 1110-02 при эксплуатации скважин ООО «...» без проекта ЗСО и благоустройства 1 пояса ЗСО, создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

Согласно п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Таким образом, допущенные нарушения санитарных правил создают потенциальную опасность для жизни и здоровья жителей поселения МО «...».

В соответствии со ст. 2, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из предоставленных материалов следует, что в собственности администрации МО «...» находятся водозаборные скважины, расположенные в п. ... на улицах ... (№ ...), ... (№ ...), ... (№ ...), у больницы (№ ...), в 40 метрах от СКВ № ... ( № ...).

В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Муниципальное образование «...», согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Так, согласно пункта 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Из указанного следует, что администрация МО «...», в целях обеспечения населения пос. ... качественной питьевой водой и выполнения полномочий по охране водных объектов, обязана руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения. За качество воды хозяйственно-питьевого назначения, подаваемой потребителю, отвечает ООО «...», эксплуатирующее водопроводные сооружения, администрация МО «...» обязана организовать качественное водоснабжение населения пос..... Возложение обязанности на администрацию МО «...» по разработке и утверждению проекта ЗСО источников водоснабжения и благоустройству территорию первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку администрация МО «...» также осуществляет мероприятия по охране водных объектов, порядок способ исполнения возложенной на администрацию МО «...» обязанности избирается органом местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, ...... система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом установлено, что администрацией МО «...» не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов. Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора ...... от ДД.ММ.ГГГГ, в МО «...»... генеральная схема очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривается. На администрации МО «...» лежит обязанность по разработке генеральной схемы очистки, данную обязанность ответчик не исполнил, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии сч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор Устьянского района просит установить срок исполнения решения суда: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения ... - скважин, расположенных в п. ... на улицах ... (№ ...), ... (№ ...), ... (№ ...), у больницы (№ ...), в 40 метрах от СКВ №... ( № ...), а также благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого водоснабжения – до 01 сентября 2012 года, разработать генеральную схему очистки населенного пункта разработать - в срок до 01 мая 2012 года. Ответчик доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не предоставил. Суд находит указанный срок достаточный для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «...» ... в срок до 01 сентября 2012 года устранить нарушения: разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения: скважин, расположенных в п.... на улицах ... (№ ...), ... (№ ...), ... (№ ...), у больницы (№ ...), в 40 метрах от СКВ № ... ( № ...) согласно п.1.6, 1.12, 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02; благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого водоснабжения населения муниципального образования (отсыпка дорожек, оборудование канализации с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зон санитарной охраны) в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Обязать администрацию МО «...» в срок до 01 мая 2012 года разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО «...» ....

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.