О признании незаконным бездействие главы МО, выразившееся в неопубликовании официально для всеобщего сведения распоряжения главы.



Дело 2-376 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 10 октября 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., заинтересованного лица главы МО ... Парфеньева Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившееся в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО ... обязанности официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения данное распоряжение,

установил:

И.о. прокурора Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившееся в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО ... обязанности официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения данное распоряжение. Требования прокурора мотивированы тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанное распоряжение главы МО ... от ...г. ..., непосредственно затрагивающее интересы Российской Федерации, права и обязанности неопределенного круга лиц, официально не опубликовано.

В судебном заседании ст. помощник прокурор Устьянского района Буторина Ю.Л., настаивая на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо - глава МО ... Парфеньев Н.В. заявленные требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что указанное распоряжение главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения», будет опубликовано в ближайшее время в газете ....

Суд, заслушав ст. помощника прокурора Устьянского района, заинтересованное лицо, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Кроме того, данное заявление предъявляется в целях реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий по надзору за законностью правовых актов (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), в защиту интересов Российской Федерации, выразившихся в необходимости установления и укрепления единого режима всероссийской законности, обеспечения единого правового и экономического пространства на территории Российской Федерации и соответствия правовых актов органов местного самоуправления нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в рамках предоставленных ему законом полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Устава МО ... муниципальные индивидуальные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области и Уставом МО .... В этих случаях официальное опубликование (обнародование) осуществляется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) решений Совета депутатов МО ....

Распоряжением главы МО ... ...г. ... утверждены Положение об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечень должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения.

Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанное распоряжение главы МО ... ...г. ... непосредственно затрагивает права неопределенного круга лиц – потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих) муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих).

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полностью текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Судом установлено, что распоряжение главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» официально не опубликовано (обнародовано).

В соответствии с частью 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 4 ст. 36 Закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействием главы МО ... в виде неопубликования в установленном порядке распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» нарушены права потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих), муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих) на получение информации непосредственно затрагивающей их права и свободы.

Суд удовлетворяет требования и.о. прокурора Устьянского района и признает бездействие главы муниципального образования ... незаконным, поскольку распоряжение от ...г. ... на день рассмотрения дела, не опубликовано в установленном законом порядке для всеобщего сведения и полагает необходимым обязать главу муниципального образования ... опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения указанное распоряжение от ...г. .... Также суд принимает признание ответчиком заявленных требований, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц. Право заявителя на признание требований другой стороны предусмотрено законом (ст. 39 ГПК РФ), признание основано на добровольном волеизъявлении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., выразившееся в не опубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы муниципального образования ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».

Обязать главу муниципального образования ... официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения распоряжение главы муниципального образования ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Судья - Заостровцева И.А.