О признании незаконным бездействие главы администрации МО, выразившееся в неопубликовании официально для всеобщего сведения распоряжения главы.



Дело 2-379/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 октября 2011 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., заинтересованного лица- исполняющего обязанности главы администрации МО ... Паршина Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Устьянского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившегося в неопубликовании официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО ... обязанности официально опубликовать для всеобщего сведения данное распоряжение,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившегося в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» и возложении на главу МО ... обязанности официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения данное распоряжение. Требования прокурора мотивированы тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанное распоряжение главы МО ... от ...г. ..., непосредственно затрагивающее интересы Российской Федерации, права и обязанности неопределенного круга лиц, официально не опубликовано.

В судебном заседании старший помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Буторина Ю.Л., настаивая на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо – исполняющий обязанности главы администрации МО ... Паршин Н.О. в судебном заседании заявленные требования признал. Суду пояснил, что в настоящее время принимаются меры по опубликованию в газете ... распоряжения главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».

Суд, заслушав старшего помощника прокурора Устьянского района, заинтересованное лицо, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (заявителя).

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках предоставленных ему законом полномочий, и, кроме того, заявление подано в суд в целях реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий по надзору за законностью правовых актов (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») в защиту интересов Российской Федерации, выразившихся в необходимости установления и укрепления единого режима всероссийской законности, обеспечения единого правового и экономического пространства на территории Российской Федерации и соответствия правовых актов органов местного самоуправления нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти.

Данные выводы суда основаны на следующем.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст.22 Устава МО «Дмитриевское» постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с Порядком опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов МО ..., утвержденным решением собрания Совета депутатов ... от ...г., официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете «....

Судом установлено, что распоряжением главы муниципального образования ... от ...г. ... утверждено Положение об ограничениях в отношении граждан, замещающих должности муниципальной службы и Перечень должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещающим должности муниципальной службы применяются ограничения.

Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ) «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 данной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанное распоряжение главы МО ... от ...г. ... непосредственно затрагивает права неопределенного круга лиц – потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих), муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих), а также интересы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полностью текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Судом установлено, что распоряжение главы МО ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» официально, в порядке, предусмотренном законом и ст. 9 Устава МО ..., не опубликовано (не обнародовано).

В соответствии с частью 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 4 ст. 36 Закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства суд полагает, что бездействием главы муниципального образования ... в виде неопубликования в установленном порядке распоряжения главы муниципального образования ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной службы при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения» нарушены права неопределенного круга лиц - потенциальных работодателей государственных гражданских служащих (бывших государственных гражданских служащих), муниципальных служащих (бывших муниципальных служащих) на получение информации непосредственно затрагивающей их права и свободы.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований и принимает признание ответчиком заявленных требований, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц. Право заявителя на признание требований другой стороны предусмотрено законом (ст. 39 ГПК РФ), признание основано на добровольном волеизъявлении.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявление и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., выразившееся в неопубликовании (обнародовании) официально для всеобщего сведения распоряжения главы муниципального образования ... от ... года ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».

Обязать главу муниципального образования ... официально опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения распоряжение главы муниципального образования ... от ...г. ... «Об утверждении Положения об ограничениях в отношении граждан, замещавших должности муниципальной службы и Перечня должностей муниципальной при увольнении с которых к лицам, замещавшим должности муниципальной службы применяются ограничения».

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья - А.М.Рогачева