По устранению нарушений природоохранного законодательства.



Дело 2-358 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 10 октября 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Красновой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика администрации МО ... Корякина Ю.Н., представителя третьего лица – ООО ... Дмитриева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО ... по устранению нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Основанием исковых требований является, что администрация МО ... является собственником источников водоснабжения, расположенных в пос....: артезианская скважина, инвентарный номер ...; артезианская скважина № ... инвентарный номер ...; артезианская скважина № ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина №..., инвентарный номер ...; артезианская скважина № ... инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер .... В соответствии со ст.ст.27, 55 ВК РФ органы местного самоуправления осуществляют полномочия по охране водных объектов, предотвращению негативного воздействию вод и их последствий. В соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Организация водоснабжения отнесена законом к вопросам местного значения. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей п. ..., создают опасность причинения вреда окружающей среде. На момент проверки в МО ... отсутствует генеральная схема очистки населенных пунктов.

В судебное заседание представлено уточненное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, которое поддержано помощником прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю. Прокурор просит суд обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения: семи артезианских скважин, расположенных в п.... согласно СанПин 2.1.4.1110-02; в срок до ...г. обеспечить ограждение и благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения; в срок до ...г. разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования ....

Ответчик- администрация МО ... исковые требования признал. Представитель ответчика Корякин Ю.Н. пояснил, что водозаборные артезианские скважины в ... находятся в собственности администрации МО ..., переданы в аренду МУП ..., в субаренду ООО .... В рамках договорных отношений будут проведены мероприятия по устранению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области представителя в судебное заседание не направило. В отзыве на заявление представитель Управления Роспотребнадзора ФИО1 просит исковые требования прокурора рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования поддерживают, поскольку основной целью разработки проекта ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуется в составе трех поясов, в каждом из трех поясов устанавливается специальный режим и определяются мероприятия по предупреждению ухудшения качества воды. Благоустройство территории 1 пояса ЗСО должна включать ряд мероприятий, в том числе ограждение, и благоустройство территории. Для утилизации бытовых отходов в населенных пунктах МО ... должны быть разработаны генеральные схемы очистки населенных пунктов. В МО ...» органами местного самоуправления такие генеральные схемы не разработаны, что свидетельствует о ненадлежащем муниципальном контроле за обеспечением санитарного состояния в границах населенных пунктов.

Третье лицо - ООО ... исковые требования поддержало. Представитель ООО ... Дмитриев В.Н. пояснил, что в соответствии с договором аренды, МУП ... передало во временное пользование и владение семь артизианских скважин. По четырем скважинам подается питьевая вода для населения пос..... По двум скважинам подается вода хозяйственно-бытового назначения для предприятий и организаций, 1 скважина не используется, находится в неисправном состоянии и требует ремонта.

Третье лицо – МУП ... представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.

По определению суда исковые требования прокурора рассмотрены в отсутствии представителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, МУП ....

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, Архангельской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части водоснабжения на территории МО ..., а именно – не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения – семи артезианских скважин в п. ..., не благоустроена территория первого пояса ЗСО источников водоснабжения, не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов на территории МО ....

Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Из предоставленных материалов следует, что в собственности администрации МО ... находятся источники водоснабжения, расположенные в пос....: артезианская скважина, инвентарный номер ...; артезианская скважина ... инвентарный номер ..., артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина ... инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ....

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений.

Согласно п.4 ст. 8 Устава МО ... к вопросам местного значения относится организация в границах муниципального образования ... водоснабжения.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Судом из материалов дела, показаний сторон установлено, что органами местного самоуправления не проведены мероприятия по обеспечению водоснабжения в МО .... Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО ..., которая подает воду из объектов потребителям, на которые не разработан и не обеспечен режим ЗСО. Нарушение требований СанПин 2.1.4 1110-02 при эксплуатации скважин ООО ... без проекта ЗСО и благоустройства 1 пояса ЗСО, создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

Согласно п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Муниципальное образование «Лойгинское», согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Так, согласно пункта 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Из указанного следует, что администрация МО ..., в целях обеспечения населения пос. ... качественной питьевой водой, при использовании объектов для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, выполнения полномочий по охране водных объектов, обязана руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения. За качество воды питьевого и хозяйственно-питьевого назначения, подаваемой потребителю, отвечает ООО ..., эксплуатирующее водопроводные сооружения, администрация МО ... обязана организовать водоснабжение для населения пос..... Возложение обязанности на администрацию МО ... по разработке и утверждению проекта ЗСО источников водоснабжения и благоустройству территорию первого пояса ЗСО источников водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку администрация МО ... также осуществляет мероприятия по охране водных объектов, порядок способ исполнения возложенной на администрацию МО ... обязанности избирается органом местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом установлено, что администрацией МО ... не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов. Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ... от ...г., в МО ... генеральная схема очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. На администрации МО ... лежит обязанность по разработке генеральной схемы очистки, данную обязанность ответчик не исполнил, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Суд не принимает признание иска, если оно нарушает законные права и интересы иных лиц. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить срок исполнения решения суда: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения ... – семи артезианских скважин, расположенных в п. ..., а также благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения – до ...г., разработать генеральную схему очистки населенного пункта - в срок до ...г.. Ответчик доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не предоставил. Суд находит указанный срок достаточный для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО ... в срок до ...г. устранить нарушения: разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в пос....: артезианская скважина, инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; артезианская скважина ... инвентарный номер ...; артезианская скважина ..., инвентарный номер ...; обеспечить ограждение и благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников водоснабжения муниципального образования, согласно СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ ...г. ....

Обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО ....

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.