Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства.



Дело 2-353 /2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11октября 2011 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представляющей интересы Архангельского межрайонного природоохранного прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, а именно : разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения ... района Архангельской области – артезианских скважин ...,... (д. ...), ... (д....), ...(д....)- согласно п. 1.6,1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02- в срок до ...г.; разработать генеральную схему очистки муниципального образования, утвердить ее решением законодательного собрания (представительного) органа муниципального образования в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ...г.. В обоснование иска пояснил, что в соответствии со ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В входе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО .... Установлено, что администрация МО ... является собственником источников водоснабжения-артезианских скважин в д...., в д...., в д...., при помощи данных источников обеспечивает население питьевой водой. Скважины эксплуатируются ООО ... на основании договора аренды. В нарушение требований ст.ст.27, 43 55 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст. 14 ФЗ от ...г.3 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в МО ... не организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, отсутствует проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования -артезианских скважин; не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования. Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей деревень Ульяновская, Нагорская, Ларютинская и находящихся там на отдыхе граждан, приводят к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Архангельский межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Просил обязать администрацию МО ... устранить выявленные нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно : разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения МО ... – артезианских скважин: скважина ...,... (д. ...), ... (д....), ... и ...(д....) в соответствии с п. 1.6,1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02- в срок до ...г.; разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования ... в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88- в срок до ...г..

Помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Летавина А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что фактически в муниципальной собственности МО ... находятся пять скважин, в отношении которых должен быть разработан проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Указанные в иске нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены.

Ответчик- администрация МО ... в письменном отзыве исковые требования признал, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области поддержало заявленные прокурором исковые требования. Представитель ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Пояснила, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношкском, Устьянском и Шенкурском районах санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники, проекты зон санитарной охраны водоисточников, расположенных на территории МО ... не выдавались. Основной целью разработки проекта ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Для утилизации бытовых отходов в населенных пунктах в МО ... должны быть разработаны генеральные схемы очистки населенных пунктов. В МО ... органами местного самоуправления проект ЗСО и генеральные схемы не разработаны, что свидетельствует о ненадлежащем муниципальном контроле за обеспечением санитарного состояния в границах населенных пунктов.

Третье лицо - ООО ... в судебное заседание представителя не направило, просили рассмотреть иск прокурора в их отсутствие.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан Архангельской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения населения МО ... качественной питьевой водой, а именно – не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения – скважин в д...., в д...., в д...., расположенных в границах поселения МО ..., не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов поселения.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу п. 1 ст. 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения поселений МО ... относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация: водоснабжения населения, водоотведения; сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; благоустройства и озеленения территории поселения; использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственников водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Судом установлено, что в муниципальной собственности МО ... находятся следующие объекты: скважины ..., ..., расположенные в д. ..., скважина ..., расположенная в д...., скважины ... и ..., расположенные в д...., что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от ...г. ..., приложением к акту приема-передачи объектов муниципальной собственности от МО ... к МО ... от ...г., приложением № 12 к закону Архангельской области от 20 декабря 2006 года № 307-14-ОЗ.

Ответчиком данные обстоятельства не оспариваются.

Судом установлено, что ответчиком указанные скважины используются для обеспечения населения, проживающего на территории поселения (в д. ..., д. ..., д. ..., входящих в границы поселения МО ... питьевой водой и для хозяйственно-бытовых нужд.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, в том числе: договором аренды от ...г., постановлением ... и ... от ...г., информацией, представленной администрацией МО ... по запросу Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры (от ...г. ...); информацией, представленной Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области (от ...г. ...).

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водопроводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение органов Роспотребнадзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Муниципальное образование ..., согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ. Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Судом установлено, что органом местного самоуправления МО ... не проведены мероприятия по обеспечению населения ... качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО ..., которое подает воду из объектов, где не разработан проект и не обеспечен режим зон санитарной охраны источников водоснабжения. Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, в частности: договором аренды от ...г., постановлением ... и ... от ...г., информацией, представленной администрацией МО ... по запросу Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры (от ...г. ...); информацией, представленной Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области (от ...г. ...).

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Суд приходит к выводу, что возложение обязанности на администрацию МО ... по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку МО ... является собственником водных объектов, в силу закона обязано осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, организовывать обеспечение населения качественной питьевой водой в соответствии с требованиями закона и иных нормативно-правовых актов, в том числе ответчик обязан руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения.

Нарушение требований СанПин 2.1.4 1110-02 при эксплуатации скважин ООО ... без проекта ЗСО создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом установлено, что администрацией МО ... не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов. Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ... от ...г., в МО ... генеральная схема очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. На администрации МО ... лежит обязанность по разработке генеральной схемы очистки, данную обязанность ответчик не исполнил, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, как основанные на законе.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор Устьянского района просит установить срок исполнения решения суда: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения МО «... – артезианских скважин: ...,... (д. ...), ... (д....), ... и ...(д....) - согласно п. 1.6,1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02- в срок до 01 сентября 2012 года; разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования ... в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 1 мая 2012 года.

Ответчик доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, не предоставил. Суд находит указанный срок достаточным для исполнения решения суда.

От уплаты государственной пошлины ответчик, являющий органом местного самоуправления, освобожден на основании п.19 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО ... устранить нарушения: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения МО ... – артезианских скважин: ...,... (д. ...), ... (д....), ... и ...(д....) согласно п. 1.6,1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02- в срок до 01 сентября 2012 года

Обязать администрацию МО ... разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО ... - в срок до 01 мая 2012 года

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий А.М.Рогачева