Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства.



Дело 2-354 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 12 октября 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика администрации МО ... Кокорина В.В., при секретаре Артисовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... по устранению нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения ... района Архангельской области – артезианских скважин, расположенных в дер. ... и в дер. ..., а также природных родников, расположенных в с. ... (водозабор ...), в дер. ... – согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.09.2012 года. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО .... Администрация МО ... обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи подземных источников водоснабжения, указанных артезианских скважин и природных родников. Артезианские скважины и природные родники эксплуатируются ООО ... на условиях концессионного соглашения. В соответствии со ст.ст. 27, 55 ВК РФ органы местного самоуправления осуществляют полномочия по охране водных объектов, предотвращению негативного воздействия вод и их последствий. В соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 для всех водозаборных сооружений должны быть разработаны проекты и организованы зоны санитарной охраны (далее по тексту ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Организация водоснабжения отнесена законом к вопросам местного значения. В нарушение требований ст.ст. 27, 43, 55 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6.10.20003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в МО ... не организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, отсутствует проект зоны санитарной охраны источников питьевого снабжения населения муниципального образования. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей дер. ..., дер. ..., дер. ..., и находящихся на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Архангельский межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Просит обязать администрацию МО ... устранить выявленные нарушения, а именно: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны следующих источников питьевого водоснабжения МО ... – артезианских скважин, расположенных в дер. ... и дер. ..., а также природных родников, расположенных ... (водозабор ...), в дер. ... – согласно п.1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01 сентября 2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Летавина А.Ю., настаивая на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика – глава администрации МО ... Кокорин В.В. исковые требования признал. Пояснил, что артезианские скважины, расположенные в дер. ... и в дер. ..., а также природные родники, расположенные в с. ... (водозабор ...), в дер. ... находятся в собственности администрации МО .... В рамках договорных отношений будут проведены мероприятия по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Заявка на разработку проекта ЗСО направлена в ООО ... ...г., в настоящее время идет подготовка и сбор необходимого пакета документов.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области представителя в судебное заседание не направило, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, исковые требования поддерживают, поскольку основной целью разработки проекта ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуется в составе трех поясов, в каждом из трех поясов устанавливается специальный режим и определяются мероприятия по предупреждению ухудшения качества воды. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологические заключения на водоисточники, проекты зон санитарной охраны водоисточников, расположенных на территории администрации МО ... не выдавались.

Третье лицо ООО ... представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть иск прокурора в отсутствии представителя, исковые требования поддерживают.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, Архангельской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения населения МО ... ... качественной питьевой водой, а именно – не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения – артезианских скважин, расположенных в дер. ... и дер. ..., а также природных родников, расположенных с. ..., в дер. ....

Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений.

Согласно п. 4 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения ... сельского поселения относится организация в границах муниципального образования водоснабжения населения.

Судом установлено, что МО ... обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи подземных источников водоснабжения, артезианских скважин, расположенных в д. ... и д. ..., а также природных родников, расположенных в с. ..., в д. .... При этом органами местного самоуправления не проведены мероприятия по обеспечению населения МО ... качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО ..., которое подает воду из указанных объектов, по которым не разработан и не обеспечен режим ЗСО. Нарушение требований СанПин 2.1.4.1110-02 при эксплуатации скважин и природных родников ООО ... без проекта ЗСО создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях; в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее –водные объекты) не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение органов Роспотребнадзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 2, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из предоставленных материалов следует, что в собственности администрации МО ... находятся водозаборные скважины, расположенные в дер. ... и в дер. ..., природный родник в с. ..., природный родник в дер. ....

В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Муниципальное образование ..., согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Судом установлено, что органом местного самоуправления МО ... не проведены мероприятия по обеспечению населения муниципального образования ... качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО ..., которое подает воду из объектов, где не разработан проект и не обеспечен режим зон санитарной охраны источников водоснабжения. Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела, в частности: концессионным соглашением ... от ... г., информацией, представленной администрацией МО ... по запросу Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры; информацией, представленной Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Суд приходит к выводу, что возложение обязанности на администрацию МО ... по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку МО ... является собственником водных объектов, в силу закона обязано осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, организовывать обеспечение населения качественной питьевой водой в соответствии с требованиями закона и иных нормативно-правовых актов, в том числе ответчик обязан руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения.

Нарушение требований СанПин 2.1.4 1110-02 при эксплуатации скважин ООО ... без проекта ЗСО создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Суд не принимает признание иска, если оно нарушает законные права и интересы иных лиц. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в срок до 01 сентября 2012 года, ответчик, доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не предоставил. Суд находит указанный срок достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО ... устранить нарушения: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны следующих источников питьевого водоснабжения МО ... - артезианских скважин, расположенных в дер. ... и дер. ..., а также природных родников, расположенных в с. ..., в дер. ... согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 Санитарных правил и норм «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» в срок до 01 сентября 2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Судья Заостровцева И.А.