Об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело 2-397 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 октября 2011 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Артисовой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика администрации МО ... Борисовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО ... по устранению нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

И.о. прокурора Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить нарушения: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на два источника водоснабжения, разработать генеральную схему очистки населенных пунктов МО ....

Основанием исковых требований является, что в соответствии со ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В ходе осуществления прокуратурой надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что администрацией МО ... организовано водоснабжение населения водой из скважин с инвентарными номерами ... и ... без разработанного и утвержденного проекта зоны санитарной охраны. Также администрацией МО ... не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования. Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей муниципального образования ..., приводят к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебное заседание помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. поддержала исковые требования, просит суд обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения: скважин с инвентарными номерами ..., расположенных в МО ... согласно СанПин 2.1.4.1110-02; в срок до ...г. разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования ....

Ответчик- администрация МО ... исковые требования признал. Глава администрации МО ... Борисова В.А. пояснила, что в бюджете МО ... закладываются средства в сумме ... рублей для разработки проекта ЗСО на два источника водоснабжения, сделана заявка в ... центр по изготовлению проекта ЗСО на две скважины. Санитарные правила при подаче питьевой воды населению из указанных скважин, соблюдаются. Генеральная схема очистки населенных пунктов МО ... находится в стадии разработки.

Третье лицо – территориальный отдел в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Управления Роспотребнадзора по Архангельской области представителя в судебное заседание не направило. В отзыве на заявление представитель ТО Управления Роспотребнадзора ФИО1 просит исковые требования прокурора рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования поддерживает.

По определению суда исковые требования прокурора Устьянского района рассмотрены в отсутствие представителя ТО Управления Роспотребнадзора в Архангельской области.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Прокурором Устьянского района при осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории МО ..., а именно: не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения на скважины с инвентарными номерами ... на территории МО ...; не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов на территории МО ....

Прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В силу п. 1 ст. 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.3, 4, 19 п.1 ст. 9 Устава МО ... к вопросам местного значения МО ... относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация: водоснабжения населения, водоотведения; сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.1,п.2 Приложения № 2 Закона Архангельской области от 20.12.2006 г. № 307-14-ОЗ (ред. от 21.12.2010г.), в собственности администрации МО ... находятся два источника водоснабжения, расположенные в с. ...: артезианские скважины с инвентарными номерами ..., для водоснабжения населения.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14... 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02)

В силу п.п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение органов Роспотребнадзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Муниципальное образование ..., согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ. Так, согласно пункта 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Судом установлено, что органом местного самоуправления МО ... не проведены мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет ООО ..., которое подает воду из объектов, на которые не разработан и не обеспечен режим ЗСО. Нарушение требований СанПин 2.1.4 1110-02 при эксплуатации скважин ООО ... без проекта ЗСО и благоустройства 1 пояса ЗСО, создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.

Суд приходит к выводу, что возложение обязанности на администрацию МО ... по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку МО ... является собственником водных объектов, в силу закона обязано осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, организовывать обеспечение населения качественной питьевой водой в соответствии с требованиями закона и иных нормативно-правовых актов, в том числе ответчик обязан руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом установлено, что администрацией МО ... не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов. Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.

Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ... от ...г., в МО ... генеральная схема очистки и уборки территории населенных мест не разработаны. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются. На администрации МО ... лежит обязанность по разработке генеральной схемы очистки, данную обязанность ответчик не исполнил, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, как основанные на законе.

Ответчик исковые требования признал. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиком, удовлетворяет исковые требования.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор Устьянского района просит установить срок исполнения решения суда: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения в МО ... –скважин: ... и ... - согласно п. 1.6,1.12,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 - в срок до ...г.; разработать генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования ... в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до ...г..

Ответчик доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, не предоставил. Суд находит указанный срок достаточным для исполнения решения суда.

От уплаты государственной пошлины ответчик, являющий органом местного самоуправления, освобожден на основании п.19 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО ... в срок до ...г. устранить нарушения: разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в МО ...: артезианская скважина с инвентарным номером ... и артезианская скважина с инвентарным номером ..., согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 14.03.2002г. № 10.

Обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать генеральную схему очистки населенных пунктов в МО ... согласно СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом 05.08.1988г. за № 4690-88.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.