Дело № 2-392/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 31 октября 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф. с участием помощника прокурора Устьянского района Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Духанина Д.Н., представителя третьего лица- местной общественно организации ...- Федоровой Т.Н., специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО ... ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску и.о.прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... в не создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию администрации, возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию, УСТАНОВИЛ : Исполняющая обязанности прокурора Устьянского района Ручьева Е.Н. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... в лице главы муниципального образования о признании незаконным бездействия в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., возложении обязанности создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Требование мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что в административном здании, принадлежащем на праве собственности администрации МО ..., расположенном по адресу: ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, в то время как указанное здание является административным, относится к объектам социальной инфраструктуры и по постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» входит в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов. В ходе разбирательства дела исполняющий обязанности прокурора Устьянского района Ручьева Е.В. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации МО ... в лице главы муниципального образования в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ...; возложить на ответчика обязанность создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями- пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям. Представитель ответчика - администрации МО ... - Духанин Д.Н., возражений на исковые требования не представил, пояснил, что в соответствии с договором подряда от ...г. осуществляется оборудование здания пандусом, принимаются меры по обеспечению доступности маломобильных групп населения внутри здания. Окончание работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию планируется к ...г.. Принимаемые меры обеспечения доступности инвалидов к зданию согласованы с представителем местной общественной организации инвалидов. Представитель третьего лица- местной общественной организации ... Федорова Т.Н пояснила, что с иском прокурора согласна. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по беспрепятственному доступу в здание, с ней согласованы. С принимаемыми администрацией МО ... мерами согласна. Третье лицо ГКУ ... представителя в судебное заседание не направил, в заявлении просят рассмотреть дело без их участия. На основании определения суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. Суд, заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению. Установлено, что прокуратурой Устьянского района ...г. проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что в здании, которое является административным, принадлежащем на праве собственности администрации МО ..., расположенном по адресу: ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, что является нарушением права инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) на беспрепятственный доступ к административному зданию. Право собственности ответчика на здание по адресу: ..., подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности ... от ...г.. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На основании ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно ст. 6 закона Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника. По постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) входят административные здания, к которым относятся администраций муниципальных образований. Согласно положениям ст.15 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные здания, строения и сооружения. Следовательно, здание администрации муниципального образования ..., расположенное по адресу: ..., относящееся к административным зданиям, должно быть оборудовано специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов. Поскольку законом Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ обязанность по оборудованию объектов социальной инфраструктуры прямо возложена на собственника, то реконструкция здания должна быть проведена ответчиком. Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в п.п.3.14, 3.17, 3.23, предусматривают, что помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшее к поверхности земли, в иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, для перемещения маломобильных посетителей, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Нарушения, установленные прокуратурой при проверке здания по адресу: ..., препятствуют реализации инвалидами (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) своих прав на беспрепятственный доступ к зданию муниципального образования. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен законно и обоснованно, поскольку отсутствие беспрепятственного доступа к объекту по адресу: ..., который является административным зданием и находится в собственности МО ..., нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан с ограниченными физическими возможностями, установить круг которых невозможно, поскольку они могут находиться и проживать на территории ..., а также прибыть на территорию ... из других населенных пунктов. Как видно из копии технического паспорта здание конторы двухэтажное с одним центральным входом и двумя дополнительными. Согласно сообщениям администрации МО ... от ...г. и от ...г. в здании по адресу: ..., имеются не соответствия требованиям СниП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», возможность оборудования входа в здание пологими пандусами имеется, для организации доступа МГН на второй этаж требуется реконструкция здания. Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила специалист отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО ... ФИО1, пояснив также, что проводимые администрацией МО ... работы по оборудованию здания пандусами соответствуют требованиям СниП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Ответчиком в суд представлен договор подряда от ...г., предметом которого является установка специальных приспособлений: пологих спусков (пандусов) на объекте, расположенном по адресу: ..., согласно договору работы должны быть исполнены в срок до18 ноября 2011 года. Таким образом, на день рассмотрения дела требования закона об обеспечении доступности маломобильных групп населения к зданию в соответствии со строительными нормами и правилами 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, не исполнены. На основании НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... в лице главы муниципального образования в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: .... Обязать администрацию МО ... в лице главы муниципального образования создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями: пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения. Председательствующий судья А.М.Рогачева