О признании незаконным бездействия администрации МО по не созданию в целях пожаротушения условий забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории МО.



Дело № 2-391/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Артисовой Ю.А..,

с участием помощника прокурора Устьянского района Летавиной А.Ю., ответчика – администрации МО ... в лице представителя Батурина П.А., специалиста ОНД ... по пожарному надзору ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ..., о возложении на администрацию МО ... обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ..., о возложении на администрацию МО ... обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО ....

В судебное заседание предоставлено уточненное исковое заявление, из которого следует, что в ходе проведенной проверки на объектах наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории МО ..., выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ... и возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО ..., а именно:

- устранить нарушения конструктивной целостности пожарных водоёмов с реестровыми номерами ...;

отремонтировать горловину и крышки пожарных водоемов с реестровыми номерами ...;

оборудовать второй крышкой горловину пожарного водоема с реестровым номером ...;

- оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды к пожарному водоему с реестровым номером ...;

- установить по направлению движения к пожарным гидрантам, пожарным водоёмам населённых пунктов МО ... соответствующие указатели с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до пожарного водоёма;

- заполнить в полном объеме пожарные водоемы с реестровыми номерами ....

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. уточненные исковые требования поддержала.

Ответчик – администрации МО ... исковые требования признал частично. Представитель администрации МО ... Батурин П.А. пояснил, что администрация МО ... проводит работы по устранению нарушений в конструктивной целостности пожарных водоемов, заключены договора на проведение работ, закуплены две емкости для заполнения водой для целей пожаротушения, проводятся ремонтные работы для обеспечения подъезда к пожарному водоему. Поскольку администрацией МО ... проводятся работы по устранению нарушений, в действиях ответчика не усматривается бездействия. Исковые требования прокурора Устьянского района по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов МО ... признал.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавину А.Ю., представителя администрации МО ... Батурина П.А., специалиста ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В судебном заседании установлено, что в период ... по ...г. по распоряжению органа государственного пожарного надзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО ... в связи с поступившей информацией ...г. от юридического лица Государственного казенного учреждения «Отряда Государственной противопожарной службы ...» ... от ...г., из которой следует, что неисправность пожарных водоемов при тушении пожаров может повлечь массовую гибель людей, причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Прокурор Устьянского района Архангельской области вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках предоставленных ему законом полномочий.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 10 ст. 7 Устава МО ..., к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 5.1 Закона Архангельской области N 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты муниципальной собственности разграничиваются областными законами между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их состав вновь образованными городскими и сельскими поселениями. В муниципальную собственность поселений Архангельской области в процессе разграничения объектов муниципальной собственности передается имущество, определенное пунктами 3 и 4 части 1, частью 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п.6 ч.2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к указанному имуществу относятся объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

Согласно приложению № 16.1 к закону Архангельской области от 20.12.2006 № 307-14-ОЗ (ред. от 21.12.2010) «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Октябрьское», «Березницкое», «Бестужевское», «Дмитриевское», «Илезское», «Киземское», «Лихачевское», «Лойгинское», «Малодорское», «Орловское», «Плосское», «Ростовско-Минское», «Синицкое», «Строевское», «Череновское», «Шангальское» Архангельской области», пожарные водоёмы в населенных пунктах МО ... переданы в собственность МО ....

В судебном заседании установлено, что по распоряжению органа государственного пожарного надзора от ...г. за ..., проведена проверка администрации МО ... по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 11 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Согласно п. 94 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с п 89 ППБ-01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии.

Согласно п.90 ППБ-01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Из акта государственного инспектора ... по пожарному надзору от ...г. ... следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- пожарные водоемы, расположенные в ..., не полностью заполнены водой;

- у пожарных водоёмов расположенных в ...; нарушена конструктивная целостность;

- у пожарных водоёмов расположенных в ..., отсутствуют крышки горловин пожарных водоёмов.

Также все вышеперечисленные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями с нанесёнными на них цифрами, указывающими расстояние до пожарного водоёма указателями. Данные обстоятельства также подтверждаются информацией предоставленной ГКУ «Отряд государственной противопожарной службы ...».

В судебном заседании специалист ОНД ... ФИО1 пояснил, что администрация МО ..., являясь собственниками пожарных водоемов, не выполняет обязательные требования пожарной безопасности на территории населенных пунктов МО ...: нарушена конструктивная целостность водоемов, пожарные водоемы не заполнены водой в полном объеме, не обеспечены указателями о расстоянии до пожарного водоема, нет подъезда к пожарному водоему.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Выявленные ОНД ... УНД ГУ России по Архангельской области нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать на территории населенных пунктов муниципального образования надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения. Указанные обязанности администрацией МО ... не выполняются

На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что бездействием администрация муниципального образования ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории МО ... нарушены права неопределенного круга лиц – граждан проживающих и находящихся на территории муниципального образования ....

Доводы представителя администрации МО ..., что ответчиком приняты меры по выполнению обязательных требовании пожарной безопасности; заключены договора на ремонтные работы, приобретены две емкости для воды не являются основанием к отказу в удовлетворению исковых требований. На момент рассмотрения гражданского дела требования по устранению нарушений пожарной безопасности не устранены, существует угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Суд удовлетворяет требования прокурора Устьянского района и признаёт бездействие администрация МО ... незаконным, поскольку МО ... не соблюдены требования по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории МО .... Возлагает на администрацию МО ... обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ....

Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования ..., а именно:

- устранить нарушения конструктивной целостности пожарных водоёмов с реестровыми номерами ...;

отремонтировать горловину и крышки пожарных водоемов с реестровыми номерами ...;

оборудовать второй крышкой горловину пожарного водоема с реестровым номером ...;

- оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды к пожарному водоему с реестровым номером 10-737;

- установить по направлению движения к пожарным гидрантам, пожарным водоёмам населённых пунктов МО ... соответствующие указатели с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до пожарного водоёма;

- заполнить в полном объеме пожарные водоемы с реестровыми номерами ....

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.