Дело № 2-429/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф. с участием помощника прокурора Устьянского района Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Друганова С.И., специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО ... ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... в не создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию администрации, возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию, УСТАНОВИЛ : Исполняющая обязанности прокурора Устьянского района Ручьева Е.Н. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... в лице главы муниципального образования о признании незаконным бездействия в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., возложении обязанности на администрацию МО ... в лице главы муниципального образования в срок до 01 января 2012 года создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями- пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м. Требование мотивированы тем, что в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что в административном здании, принадлежащем на праве собственности администрации МО ..., расположенном по адресу: ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, в то время как указанное здание является административным, относится к объектам социальной инфраструктуры и по постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» входит в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что принятые ответчиком меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации МО ... не соответствую требованиям СНиП 35-01-2001: угол уклона полого спуска (пандуса) выше допустимой нормы, отсутствуют поручни, не устранены пороги, перепад высот которых составляет выше установленной нормы. Представитель ответчика - администрации МО ... Друганов С.И. иск не признал, пояснив, что оснований для обращения прокурора в суд не имелось, так как на день обращения с иском беспрепятственный доступ инвалидов к зданию администрации МО ... был обеспечен: произведен капитальный ремонт крыльца, и оборудован пандус в соответствии с нормативными требованиями. Однако в процессе рассмотрения дела согласился, что не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 пороги при входе в здание, а также пандус по норме допустимого угла уклона и поручням. Представитель третьего лица- местной общественной организации ... Федорова Т.Н просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования прокурора поддержала. На основании определения суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению. Установлено, что прокуратурой Устьянского района проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что в здании, которое является административным, принадлежащем на праве собственности администрации МО ..., расположенном по адресу: ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, что является нарушением права инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) на беспрепятственный доступ к административному зданию. Право собственности на здание по адресу: ..., принадлежит ответчику на основании Закона Архангельской области от 20.12.2006 N 307-14-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "... и муниципальными образованиями "Октябрьское", "Березницкое", "Бестужевское", "Дмитриевское", "Илезское", "Киземское", "Лихачевское", "Лойгинское", "Малодорское", "Орловское", "Плосское", "Ростовско-Минское", "Синицкое", "Строевское", "Череновское", "Шангальское" Архангельской области" (приложение №16), подтверждается справкой о балансовой принадлежности, а также справкой администрации МО ... от ...г. .... Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На основании ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно ст. 6 закона Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника. По постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) входят административные здания, к которым относятся здания администраций муниципальных образований. Согласно положениям ст.15 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные здания, строения и сооружения. Следовательно, здание администрации муниципального образования ..., расположенное по адресу: ..., относящееся к административным зданиям, должно быть оборудовано специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов. Поскольку законом Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ обязанность по оборудованию объектов социальной инфраструктуры прямо возложена на собственника, то реконструкция здания должна быть проведена ответчиком. Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в п.п.3.14, 3.17, 3.23, предусматривают, что помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшее к поверхности земли, в иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, для перемещения маломобильных посетителей, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Нарушения, установленные прокуратурой при проверке здания по адресу: ..., препятствуют реализации инвалидами (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) своих прав на беспрепятственный доступ к зданию муниципального образования. Указанные нарушения в настоящее время не устранены, что подтверждается материалами дела, пояснениями специалиста и сторонами не оспаривается. Согласно сообщению администрации МО ... от ...г. в здании по адресу: ..., имеются не соответствия требованиям СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», возможность оборудования входа в здание пологими пандусами имеется. Специалист ФИО1 в судебном заседании пояснила, что ...г. производила осмотр здания администрации МО .... При осмотре было установлено, что произведен капитальный ремонт крыльца, пандус отсутствовал. Оборудованный в настоящее время пандус у здания администрации МО ... не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, угол уклона пандуса превышает допустимую СНиП норму, отсутствуют поручни на высоте ... метра, имеющиеся при входе в здание пороги превышают допустимую норму. Полагает, что техническая возможность оборудовать вход в здание пологими пандусами и приведение порогов в соответствие с нормами СНиП имеется. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен законно и обоснованно, поскольку отсутствие беспрепятственного доступа к объекту по адресу: ..., который является административным зданием и находится в собственности МО ..., нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан с ограниченными физическими возможностями, установить круг которых невозможно, поскольку они могут находиться и проживать на территории ..., а также прибыть на территорию ... из других населенных пунктов. Требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию до 01 января 2012 года. Ответчик возражений относительно указанного срока исполнения решения суда не предоставил. Суд находит указанный срок достаточный для исполнения решения суда. На основании НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... в лице главы муниципального образования в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: .... Обязать администрацию МО ... в лице главы муниципального образования создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями: пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м- в срок до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий судья А.М.Рогачева