Дело № 2-393/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А., с участием ст. помощника прокурора Устьянского района Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Лузановой С.А., представителя 3го лица- учреждения ... Корякиной Э.А., специалистов ФИО2, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ...» о признании незаконным бездействия в не создании условий для инвалидов для беспрепятственного доступа в здание, возложение обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия ответчика в не создании условий инвалидам, использующим кресла-коляски и собак - проводников, для беспрепятственного доступа к зданию и возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию, расположенному по адресу: .... Основанием исковых требований является, что администрация МО ... является собственником здания, расположенного по адресу: .... В указанном административном здании не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные пороги имеют пороги. В судебном заседании ст. помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. исковые требования поддержала, приведя аналогичные доводы. Ответчик – администрация МО ... исковые требования не признал. Представитель ответчика Лузанова С.А. пояснила, что учреждению ... передано в оперативное управление здание администрации, которая по условиям договора обязана обеспечивать текущий и капитальный ремонт, в том числе выполнять работы по оборудованию здания в целях беспрепятственного доступа инвалидов. Учреждение ... в рамках целевой программы «Доступные средства для инвалидов» будет проводить работы по реконструкции здания для обеспечения доступа инвалидов. Третье лицо – местная общественная организация – ... организация Всероссийского общества инвалидов, заявленные прокурором исковые требования поддержало, просит рассмотреть требования в отсутствии представителя. По определению суда исковые требования рассмотрены в отсутствии представителя третьего лица. Третье лицо – учреждение ... исковые требования не поддержало. Представитель Корякина Э.А. суду пояснила, что здание администрации МО ... находится в оперативном управлении учреждения. В соответствии с заключенным договором, учреждение вправе проводить работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию. Третье лицо - ОСЗН по ... ГКУ Архангельской области исковые требования прокурора Устьянского района поддержало. Просит рассмотреть исковые требования в отсутствии представителя. По определению суда требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц рассмотрены в отсутствии представителя ОСЗН. Суд, заслушав объяснения сторон, специалистов, третье лицо, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Установлено, что прокуратурой Устьянского района проведено обследование объектов социальной инфраструктуры, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). В ходе обследования выявлено, что вход в здание администрации МО ..., расположенное по адресу: ... не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов: вход в здание не размещен на уровне ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные пороги имеют пороги. Согласно ст. 7 ч. 1 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ст. 6 закона Архангельской области от 29ноября2005года №119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника. Из показании специалиста ФИО2 в судебном заседании установлено, что в здании администрации МО ... имеется техническая возможность переоборудования помещения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание, а также переоборудования лестницы в фойе здания. Согласно постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) входят административные здания и прилегающая к ним территория: администраций муниципальных образований. Реконструкцию объектов, входящих в утвержденный перечень, осуществить за счет средств организаций, в собственности которых они находятся. Следовательно, здание администрации МО ..., расположенное по адресу: ..., должно быть оборудовано специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов. Согласно статье 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ...г МО ... является субъектом права собственности на здание администрации МО ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: .... Суд не принимает доводы специалиста ФИО1, что здание администрации находится в собственности МО ..., передано в оперативное управление администрации МО ..., в настоящее время здание передано в оперативное управление учреждению ..., которое должно создать условия инвалидам по доступу в здание. В соответствии со ст. 51федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления - они самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 4 Устава МО ... органами местного самоуправления являются: собрание депутатов ... муниципального района; глава ... муниципального района, администрация ... муниципального района; контрольно - ревизионная комиссия ... муниципального района. Согласно ст. 30 Устава МО ... администрация ... муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ... муниципального района. Администрация ... муниципального района обладает правами юридического лица. Финансирование администрации ... муниципального района осуществляется только из бюджета ... муниципального района. Глава ... муниципального района возглавляет администрацию ... муниципального района и руководит ею на принципах единоначалия. На основании изложенного суд делает вывод о том, что само муниципальное образование - особый субъект права, который не обладает статусом юридического лица, от его имени права собственника в отношении имущества осуществляет администрация МО ... как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и соответственно несёт обязанности по содержанию муниципального имущества. Из технического паспорта на здание по указанному адресу следует, что здание не проводилась реконструкция, не вносились изменения в технические документы. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника здания. Применительно к зданию, находящемуся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления и по своей природе она не является государственным полномочием. Согласно сообщению заместителя главы администрации МО ... ФИО3 оборудование главного входа здания администрации МО ... возможно пологими пандусами, установкой ограждений и поручней, бортиков, при условии соблюдения требований нормативных документов, в частности требованиям СНиП 35-01 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Как видно из копии технического паспорта здание администрации с несколькими входами. Суд не принимает доводы администрации МО ... о том, что работы по установке пандусов должно производить учреждение .... Материалами дела установлено, что здание администрации МО ... распложенное по адресу: ..., передано учреждению ... в оперативное управление, что подтверждается Постановлением ... от ...г и договором передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению ... от ...г. Нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность организаций владеющих имуществом на праве оперативного управления, оборудовать специальными средствами и приспособлениями объекты социальной инфраструктуры, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Указанная обязанность возложена на собственников здания, за счет средств собственника здания. По договору передачи объектов муниципальной собственности в оперативное управление от ...г следует, что в оперативное управление учреждения ... передано здание администрации МО ... (п.2.2 Устава). Из положения «О порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности МО ..., утвержденного решением собрания депутатов МО ... от ...г ... следует, что полномочия владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом от имени МО ... осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления МО ... в рамках их компетенции. (п.2.1). На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен законно и обоснованно, поскольку отсутствие беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – зданию администрации муниципального образования, которое является собственностью МО ..., нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан с ограниченными физическими возможностями, установить круг которых невозможно, поскольку они могут находиться и проживать на территории ... района Архангельской области, а также прибыть на территорию ... района Архангельской области из других населенных пунктов. Условия для доступа инвалидов к зданию создают собственники, за счет собственных средств. Доказательств тому, что ответчиком принимались меры по соответствующему оборудованию административного здания – не представлено, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию до 01 января 2012 года. Ответчик доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не предоставил. Суд находит указанный срок достаточный для исполнения решения суда. Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины в бюджет МО «Устьянский муниципальный район». Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... в лице главы муниципального образования в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: .... Обязать администрацию МО ... в лице главы муниципального образования в срок до 1 января 2012 года создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов и перепадов высот более 0,025 м. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения. Председательствующий Н.В.Васильева.