Дело № 2-437/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Федоровой Л.Н.,с участием помощника прокурора Устьянского района Буториной Ю.Л., представителей третьего лица: местной общественной организации ...- Федоровой Т.Н., администрации МО ... Борисовой В.А., специалиста отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО ... ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску и.о.прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО ... о признании незаконным бездействия ООО ... в не создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию администрации, возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию, УСТАНОВИЛ : Исполняющая обязанности прокурора Устьянского района Ручьева Е.В. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО ... в лице генерального директора о признании незаконным бездействия в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ..., и возложении обязанности в срок до 1 января 2012 года создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к указанному зданию в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями- пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м. Требования прокурора основаны на результатах проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, согласно которым установлено, что в здании, принадлежащем на праве собственности ООО ..., расположена администрация МО ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в здании не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, в то время как указанное здание является административным, относится к объектам социальной инфраструктуры и по постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» входит в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ответчик ООО ... о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представителя в суд не направил, возражений по иску не представил, в письменном отзыве пояснил, что в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание планируется провести его реконструкцию путем сооружения отдельного входа с другой стороны здания, провести бетонные работы по устройству второго крыльца и пандуса, считает, что данные работы возможно провести в весенне-летний период, в связи с этим просил установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2012 года. Представитель третьего лица администрации МО ... - Борисова В.А., возражений на исковые требования не представила, поддержала доводы представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 1 июля 2012 года. Пояснила, что для обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание администрации необходимо проводить реконструкцию либо имеющегося входа, либо оборудовать отдельный вход. Движению через используемый вход препятствуют четыре высоких порога, в случае оборудования отдельного входа с другой стороны здания таких препятствий нет, поэтому данный вариант более приемлем. Необходимые работы по реконструкции здания и обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание в зимний период качественно провести невозможно, на данный период потребуется администрации освободить здание, такой возможности не имеется. Представитель третьего лица- местной общественной организации ... Федорова Т.Н пояснила, что с иском прокурора согласна. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по беспрепятственному доступу в здание ответчик с ней согласовал. Считает, что принимаемые ответчиком меры по оборудованию для инвалидов отдельного входа в здание наиболее приемлемо, считает, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда является обоснованным. На основании определения суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Суд, заслушав объяснения прокурора, представителей третьих лиц, специалиста, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению на основании следующего. Установлено, что прокуратурой Устьянского района проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в здании, которое является административным, принадлежащем на праве собственности ООО ..., расположенном по адресу: ..., в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа внутрь здания: вход в здание не размещен на уровне, ближайшем к поверхности земли, крыльцо не оборудовано пологими спусками (пандусами), отсутствуют ограждения с поручнями, дверные проемы имеют пороги, что является нарушением права инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) на беспрепятственный доступ к административному зданию. Данные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются. Здание, расположенное по адресу: ..., принадлежит ответчику ООО ... на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности ..., кадастровый номер .... Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Указанное здание собственником -ответчиком ООО ...- передано в аренду администрации МО ... для использования в административных целях. Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды от ...г ..., и лицами, участвующими в деле не оспариваются. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На основании ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно ст. 6 закона Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов. Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника. По постановлению администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997 г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в перечень объектов, расположенных на территории области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) входят административные здания, к которым относятся администраций муниципальных образований. Согласно положениям ст.15 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные здания, строения и сооружения. Следовательно, здание администрации муниципального образования «Березницкое», расположенное по адресу: ..., относящееся к административным зданиям, должно быть оборудовано специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов. Поскольку законом Архангельской области от 29ноября2005года N119-7-ОЗ обязанность по оборудованию объектов социальной инфраструктуры прямо возложена на собственника, то реконструкция здания должна быть проведена ответчиком- ООО .... Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в п.п.3.14, 3.17, 3.23, предусматривают, что помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли, в иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, для перемещения маломобильных посетителей, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Нарушения, установленные прокуратурой при проверке здания по адресу: ..., препятствуют реализации инвалидами (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) своих прав на беспрепятственный доступ к зданию администрации муниципального образования. Согласно решению ... от ...г о создании общества с ограниченной ответственностью ... единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен законно и обоснованно, поскольку отсутствие беспрепятственного доступа к объекту по адресу: ..., который является административным зданием и находится в собственности ООО ..., нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан с ограниченными физическими возможностями, установить круг которых невозможно, поскольку они могут находиться и проживать на территории ... Архангельской области, а также прибыть на территорию ... Архангельской области из других населенных пунктов. Как видно из копии технического паспорта здание конторы 1960 года постройки в деревянном исполнении с центральным отоплением одноэтажное с одним центральным входом. Согласно сообщению администрации МО ... от ...г в здании администрации МО ... по адресу: ... имеются не соответствия требованиям СниП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», возможность оборудовать вход в здание пологими пандусами и уменьшить пороги до нормативного размера либо убрать их, имеется Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила специалист отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО ... ФИО1, пояснив также, что наружный дверной проем и внутренние двери имеют высокие пороги, в связи с чем требуется реконструкция входного дверного проема и внутренних дверей. На день рассмотрения дела требования закона об обеспечении доступности маломобильных групп населения к зданию в соответствии со строительными нормами и правилами 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, ответчиком не исполнены. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию до 01 января 2012 года. Ответчик просит установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2012 года, мотивировав указанный срок невозможностью выполнения предстоящих работ в осенне-зимний период. Суд, принимая во внимание характер и объем работ, необходимых к выполнению в целях обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание, а также мнение третьих лиц, полагающих указанный представителем ответчика срок обоснованным, полагает разумным и достаточным установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2012 года. На основании ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета госпошлина в размере 400 рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью ... в лице генерального директора в не создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: .... Обязать общество с ограниченной ответственностью ... в лице генерального директора создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к зданию, расположенному по адресу: ... соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем оборудования специальными приспособлениями: пологими спусками (пандусами), ограждениями с поручнями, устранения порогов или перепада высот более 0,025 м. Установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2012 года. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ... в доход бюджета муниципального образования ... госпошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий судья А.М.Рогачева