Дело № 2-506/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф.,с участием представителя заявителя- помощника прокурора Устьянского районах Летавиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО ... в неорганизации уличного освещения в границах территории МО ... в темное время суток, УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неорганизации уличного освещения на территории МО ... в темное время суток, возложении обязанности организовать уличное освещение в границах территории МО ... в темное время суток. В обоснование пояснил, что в ходе проведения прокуратурой Устьянского района проверки соблюдения прав граждан на охрану жизни, здоровья в сфере безопасности дорожного движения, установлено, что в населенных пунктах МО ... включение и выключение уличного освещения производится с помощью таймеров, которые установлены на включение уличного освещения в периоды с 17.00 час. до 23.00 час. и с 06.00ч. до 09.00ч., дополнительно в д.... - с 03.00ч. до 04.30ч. Администрация МО ... не организовала освещение в темное время суток в границах поселения, чем нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, а также защищенность жизни, здоровья и имущества граждан. Отсутствие уличного освещения способствует возникновению криминогенной ситуации на территории МО .... В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. заявленные требования поддержала по указанным основаниям. Представитель заинтересованного лица глава МО ... Соколова М.П. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснила, что с заявленными требованиями согласна, в письменном отзыве пояснила, что в ночное время уличное освещение отключается из-за бережливости и в целях экономии бюджетных средств в населенных пунктах, где проживают в основном пенсионеры. Там, где проживает трудоспособное население- улицы освещаются. Суд, заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению. Прокурор обратился в суд в порядке главы 25, основываясь на полномочиях, предусмотренных ст.45 ГПК РФ, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. Из предоставленной главой администрации МО ... информации следует, что во всех населенных пунктах муниципального образования при включении и отключении наружного освещения используются таймеры. Таймеры установлены на включение уличного освещения в периоды с 17.00 час. до 23.00 час. и с 06.00ч. до 09.00ч., в д.... дополнительно - с 03.00ч. до 04.30ч. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В силу указанного закона под вопросами местного значения следует понимать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 4, п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения, в том числе относится организация в границах поселения освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Таким образом, организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Пунктами 4, 22 ст. 10 Устава МО ... закреплено, что организация освещения улиц в границах муниципального образования ... относится к вопросам местного значения муниципального образования .... В соответствии со ст.ст. 6, 15 Бюджетного кодекса РФ, в целях решения вопросов местного значения муниципальных образований (в том числе по освещению улиц) используются доходы местных бюджетов, формируемые за счет налоговых поступлений от федеральных, региональных и местных налогов, а также финансовой помощи, предоставляемой субъектами РФ, на основании определения необходимых расходов (расходных обязательств) для решения указанных вопросов. При этом в соответствии с частью 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают только в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием договоров по данным вопросам. На основании представленного суду договора энергоснабжения ... от ...г., действующего в настоящее время, ОАО ... передает электроэнергию, а администрация МО ... принимает и оплачивает поставленную электроэнергию в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором (п.1.1), поддерживать в точках поставки и точках технологического присоединения значения показателей качества и соотношение активной и реактивной энергии в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями и договором (п.2.3.2). Освещенность улиц должна соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6) и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Как следует из п. 2.12.19 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п.4.6.1). Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 ч/час и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед/ч (п.4.6.4 ГОСТ Р 50597-93). Судом установлено, что режим включения - отключения уличного освещения установлен в границах МО ... независимо от интенсивности движения и снижения естественной освещенности, в ночное время отключается все наружное освещение. Федеральным законом (ст. 14 ФЗ №131), а также Уставом МО ... прямо возложена обязанность по организации уличного освещения на территории МО ... на орган местного самоуправления - администрацию МО ..., которая состоит не только в заключении соответствующих договоров, определении времени включения и отключения освещения в зависимости от времени года, но и в соответствующем финансировании необходимых мероприятий. Согласно ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Уставом МО ... предусмотрено, что к вопросам местного значения МО ... относится формирование, утверждение, исполнение бюджета. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Положения, зафиксированные в ст. 2,ст.18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Местное самоуправление посредством реализации социально-экономических полномочий должно создавать условия (гарантии) осуществления прав и свобод граждан. Невыполнение данных полномочий администрацией МО ... нарушает права граждан на безопасность жизни, здоровья и имущества, а также безопасность организаций и граждан в области дорожного движения. Обстоятельства, изложенные в заявлении прокурора, представителем заинтересованного лица не оспариваются. Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В силу п.19 ст.333. 36 НК РФ администрация МО ..., как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ..., выразившееся в неорганизации уличного освещения на территории МО ... в темное время суток. Обязать администрацию муниципального образования ... организовать уличное освещение в границах территории МО ... в темное время суток. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд. . Председательствующий А.М.Рогачева.