Дело № 2-466/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 декабря 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Илатовской О.Н., при секретаре Федоровой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения МО ..., установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности и возложении обязанности на администрацию МО «... ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения, расположенных в ..., мотивировав требования тем, что вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Прокуратурой Устьянского района по обращению жителей ... проведена проверка исполнения администрацией МО ... законодательства о безопасности дорожного движения на территории ..., улицах: .... В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО ... допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, что нарушает законные права на безопасное передвижение неопределенного круга лиц. Просит возложить на администрацию МО ... обязанность ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения, расположенных в .... Просит также устранить выявленные в ходе проверки недостатки, в т. ч. разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО ... по улицам ..., предусмотрев в нем, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; устранить нарушения требования к содержанию дорог, предусмотренные ГОСТ 50597-93 по ул. ... от железнодорожного вокзала ст. ... до слияния с ул. ...; по ул. ... до дома ...; по ул. ... примыкание к магазину ...; по ...; предусмотренные ГОСТ Р 52289-2004- по ул. ... примыкание пер. ..., на примыкании дороги от железнодорожного переезда 977 км. к ... примыкание ...; обустроить в соответствии с нормами и правилами пересечение автомобильной дороги с железнодорожным путём, обеспечить ширину настила железнодорожного переезда в соответствии с нормами и правилами Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России ЦП-566 от 29 июня 1998г. по ул. ...; оборудовать мостовой переход колёсоотбойными устройствами, перилами, техническими средствами, определяющими порядок проезда по мосту по ул. ... подъезд к домам ..., ...; обустроить автомобильную дорогу в соответствии с нормами и правилами согласно СНИП 2.05.02-885 «Автомобильные дороги», СНИП 2.07.09- 89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по ул. ... от железнодорожных путей в направлении домов ..., .... В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. требования прокурора, изложенные в иске, поддержала, привела аналогичные доводы. Представитель администрации МО ... Илатовская О.Н. иск признала частично, с требованиями о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности не согласна, так как администрация МО ... осуществляет контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения, взаимодействуя с несколькими организациями на договорной основе: МУП ...г., ИП ФИО1 Грейдирование дорог, планировка, очистка от снега в зимнее время осуществляется также по отдельным заявкам в другие организации и к отдельным физическим лицам, имеющим соответствующую технику: ОАО ..., ФИО2 и т.д., что подтверждается копиями договоров, заявок и платежных документов. После заявления в администрацию жителей улиц ..., на следующий день было проведено грейдирование улицы ..., что также подтверждает принятие администрацией МО ... необходимых мер для поддержания участков дорог общего пользования. В настоящее время администрация МО ... устраняет нарушения состояния улично-дорожной сети по улицам ..., указанные в акте контрольной проверки. Суд, заслушав стороны, специалиста, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, находит иск, подлежащим удовлетворению. В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселений в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения»; организация освещения улиц. Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Статьей 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог; под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Из статьи 27 Устава муниципального образования ... следует, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования ... является администрация МО ..., которая в силу ч. 3 ст. 27 Устава, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения. В соответствии со ст. 8 Устава МО ... к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО ... и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО ..., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Как следует из приложения № 6 к Закону Архангельской области от 20 декабря 2006г. № 307-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности …», Перечнем объектов муниципальной собственности муниципального образования ..., передаваемых в собственность муниципального образования ... значится автомобильная дорога общего пользования в границах населенного пункта поселения ... протяжённостью 31, 4 км. Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ... от ...г., автомобильная дорога протяженностью 0,35 км ул. ... состоит в реестре за № .... Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ... от ...г., автомобильная дорога протяженностью 1,06 км ул. ... состоит в реестре за № .... Таким образом, судом установлено, что собственником автомобильных дорог в границах п. ..., в том числе и улицы ..., является муниципальное образование ..., на которое и возложено бремя их содержания. Дороги по улице ..., являются автомобильными дорогами общего пользования, предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 3 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (ред. от 21.04.2011) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221. Указанные требования стандарта в силу абзаца 2 п. 1 указанного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Кроме того, правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах закреплены в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст. С 20 мая 2011 года введен в действие Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820. В судебном заседании установлено, что ...г. старшим государственным инспектором дорожного надзора оГИБДД ОМВД России по ... ФИО3 проведена проверка текущего эксплуатационного состояния автомобильных дорог ул. .... Из акта контрольной проверки от ...г., а также пояснений специалиста ФИО3 в судебном заседании следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения: 1. на ул. ... от железнодорожного вокзала ст.... до слияния с ул.... - нарушение поперечного и продольного профиля дороги. Образование отдельных просадок превышающих предельные размеры установленные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (по ширине от 1 м. до 3 м., по глубине от 0,15 м. до 0,4 м., по длине от 1 м. до 2 м.). Образование гребёнки. Отсутствие уклона в поперечном профиле из-за возвышения на высоту от 5 см. до 12 см. земляного полотна дороги в районе обочин, относительно покрытия проезжей части дороги и застой воды на поверхности земляного полотна дороги; 2. на ул. ..., от здания «бани» до дома ... - расстройство деревянного настила пешеходной дорожки в виде отсутствия отдельных досок. Отсутствие 2 плит колейного покрытия проезжей части дороги с образованием выбоины превышающей предельные размеры установленные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (по ширине 1 м., по глубине от 0,10 м. по длине от 2 м.); 3. на ул. ..., примыкание к магазину ... - занижена обочина дороги относительно цементобетонного покрытия проезжей части на 0,15 м.; 4. на ул. ... - нарушение поперечного профиля дороги - образование просадок в виде колей, превышающих предельные размеры установленные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (по всей ширине земляной полосы дороги используемой для движения 5,2 м., по длине на всём протяжении дороги от слияния с ... до дома ..., по глубине от 0,05 м. до 0,20 м.). Застой воды на поверхности земляного полотна дороги. Нет пешеходных тротуаров, движение пешеходов осуществляется по грунтовой тропинке; 5. на ул.... - не обустроено в соответствии с нормами и правилами пересечение автомобильной дороги с железнодорожным путём (не обеспечена видимость приближающегося поезда, нет технических средств организации дорожного движения, ширина настила 3 м.); 6. на ул.... подъезд к домам ..., ... через водоотводную канаву - мостовой переход не оборудован колёсоотбойными устройствами, перилами, техническими средствами определяющими порядок проезда по мосту. 7. на ул. ... от железнодорожных путей в направлении домов ..., ... - движение транспортных средств осуществляется по поверхности земли покрытой отходами деревообработки и лесопиления (опилки, стружка), в поперечном профиле наблюдается образование просадок в виде колей по всей ширине полосы, используемой для движения транспортных средств 4 м., по длине на всём протяжении указанной полосы земли от железнодорожных путей в направлении домов ..., ...., по глубине от 0,10 м. до 0,25 м. Застой воды на поверхности данного участка земли. Нет пешеходных тротуаров, движение пешеходов осуществляется по грунтовой тропинке: 8. на ул. ... примыкание пер.... - дорожные знаки установлены с нарушением ГОСТ Р 52289-2004; нарушена очередность установки сверху вниз дорожных знаков 8.13, 2.1 на ул. ...; нет дорожного знака 2.4 на пер....; 9. на примыкании дороги от железнодорожного переезда 977 км. к ул. ... - дорожные знаки установлены с нарушением ГОСТ Р 52289-2004; нарушена очередность установки сверху вниз дорожных знаков 8.13, 2.1 на примыкании к ул. ... дороги от железнодорожного переезда 977 км; 10. на ул. ... примыкание дороги от железнодорожного переезда 977км - дорожные знаки установлены с нарушением ГОСТ Р 52289-2004; нет дорожного знака 2.4; дорожный знак 2.2 установлен ближе 25м. от перекрёстка (10м.); 11. на ул. ... примыкание ул.... - дорожные знаки установлены с нарушением ГОСТ Р 52289-2004; нарушена очередность установки сверху вниз дорожных знаков 8.13, 2.1 на ул. ...; нарушена очередность установки сверху вниз дорожных знаков 8.13, 2.1 на ул..... Кроме того, специалист ФИО3 суду пояснил, что на протяжении длительного времени администрацией МО ... не разрабатывается проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в ...; нарушения, выявленные в ходе контрольной проверки ...г. были установлены и ранее в июне 2011г. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в т.ч. органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. В судебном заседании установлено, что проект организации дорожного движения, на автомобильных дорогах МО ..., с предусмотренными схемами расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей не разработан, данный факт не оспаривает и представитель ответчика. В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В судебном заседании установлено, что отдельные просадки на ул. ... превышают предельные размеры. В нарушение требований «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России», утвержденной МПС РФ 29 июня 1998 N ЦП-566 не обустроен в соответствии с нормами и правилами железнодорожный переезд по ул. .... Автомобильная дорога не обустроена в соответствии с нормами и правилами согласно Своду правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» В нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004, на ул. ... не установлены все дорожные знаки, предусмотренные согласованной с оГИБДД схемой. Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о не исполнении ответчиком полномочий, предусмотренных п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по осуществлению дорожной деятельности, поскольку установлено, что ответчиком не приняты необходимые меры по приведению состояния дорожного полотна автомобильной дороги местного значения, расположенной п. ... в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами. Доводы представителя ответчика о том, что администрации МО ... не бездействует, и ими осуществляются мероприятия дорожной деятельности, не могут быть приняты судом, поскольку опровергаются вышеприведенными доказательствами. Как уже указывалась выше, дорожная деятельность включает в себя деятельность и по проектированию, и по строительству, и по реконструкции, и по капитальному ремонту и по содержанию автомобильных дорог. Суд установил, что администрация МО ... провела ряд мероприятий по приведению автомобильной дороги местного значения в надлежащее состояние, в частности, заключены договоры на содержание дорог, проведены работы по грейдированию дорог, заказаны неустановленные дорожные знаки, материал для строительства пешеходных тротуаров. Вместе с тем, до настоящего времени не разработан проект организации дорожного движения, на автомобильных дорогах МО ..., с предусмотренными схемами расстановки технических средств организации дорожного движения; нарушения, установленные актом проверки ...г. не устранены, что нарушает права граждан на безопасность жизни, здоровья и имущества. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Устьянского района являются обоснованными и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации МО ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности. Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения, расположенных в ..., путем устранения выявленных недостатков, а именно: разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах МО ... по улицам ..., предусмотрев в нем, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, полный перечень адресных ведомостей; - устранить нарушение поперечного и продольного профиля дороги, образование отдельных просадок, превышающих предельные размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, образование гребёнки. Обеспечить уклон в поперечном профиле, устранив возвышение земляного полотна дороги в районе обочин, относительно покрытия проезжей части дороги по ул. ... от железнодорожного вокзала ст. ... до слияния с ул. ...; - восстановить деревянный настил пешеходной дорожки. Устранить образование выбоин, превышающих предельные размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 по ул. ... от здания «бани» до дома ...; - устранить понижение обочин на 0,15 м. дороги относительно цементобетонного покрытия проезжей части по ул. ... примыкание к магазину ...; - устранить нарушение поперечного профиля дороги, устранив образование просадок в виде колей, превышающих предельные размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, обустроить пешеходный тротуар по ул. ...; - обустроить в соответствии с нормами и правилами пересечение автомобильной дороги с железнодорожным путём, получив согласование с владельцем железнодорожного пути об обустройстве железнодорожного переезда для последующего внесения изменений в паспорт железнодорожного пути, обеспечить видимость приближающегося поезда, обустроив техническими средствами организации дорожного движения, обеспечить ширину настила железнодорожного переезда в соответствии с нормами и правилами Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России ЦП-566 от 29 июня 1998г. по ул. ...; - оборудовать мостовой переход колёсоотбойными устройствами, перилами, техническими средствами, определяющими порядок проезда по мосту по ул. ... подъезд к домам ..., ...; - обустроить автомобильную дорогу в соответствии с нормами и правилами согласно СНИП 2.05.02-885 «Автомобильные дороги», СНИП 2.07.09- 89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по ул. ... от железнодорожных путей в направлении домов ..., ...; - установить дорожные знаки 8.13, 2.1 на ул. ..., дорожный знак 2.4 на пер. ..., в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 по ул. ... примыкание пер. ...; - установить дорожные знаки 8.13, 2.1 на примыкании дороги от железнодорожного переезда 977 км. к ул. ... в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004; - установить дорожный знак 2.4, дорожный знак 2.2 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 по ул. ... примыкание дороги от железнодорожного переезда 977км.; - установить дорожные знаки 8.13, 2.1 на ул. ..., дорожные знаки 8.13, 2.1 на ул. Советов в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, по ул. ... примыкание ул..... Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд, в течение десяти дней со дня его вынесения Судья Г.А. Чеснокова