12 декабря 2011 года пос.Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустиной Е.В., представителя истца Жаворонковой В.С., и третьего лицо- Ожигина В.П., при секретаре Федоровой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Жаворонковой В.С. к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Жаворонковой В.С. к администрации МО «... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, о возложении обязанности предоставить на состав семьи из трех человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - с. .... В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой Устьянского района по обращению Жаворонковой В.С., зарегистрированной по адресу: ... проведена проверка исполнения администрацией МО ... требований жилищного законодательства Российской Федерации, по результатам которой установлено, что в 2007 году по заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации МО ..., жилой дом ..., в котором проживала истица, на ул. ... признан не соответствующим установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания. Дом признан ветхим и требующим капитального ремонта. Тем не менее, МО ... не исполняет требования закона о предоставлении Жаворонковой В.С. жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, капитальный ремонт в доме не проводится. В судебном заседании помощник прокурора Капустина Е.В. поддержала заявленные требования, приведя аналогичные доводы. Представитель истца- Жаворонковой В.С. и третье лицо Ожигин В.П. исковые требования поддержал, при этом пояснил, что проживал вместе с матерью и братом в квартире .... Еще в 1999г. комиссия признала дом аварийным, но никакого ремонта в доме не проводилось. В связи с этим в 2004г. они выехали из этой квартиры, мать сначала снимала дом в с. ..., потом вынуждена была выехать к дочери в ... область, он фактически проживает в п. ..., т.к. в доме, в настоящее время отсутствуют окна, пол, печи провалились. Представитель ответчика администрации МО ... ФИО1 иск не признала, пояснив суду, что межведомственной комиссией в 2007г. дом ... был признан аварийным и подлежащим капитальному ремонту, однако администрацией МО решение о капитальном ремонте и расселении жильцов не принималось; из-за недостаточного финансирования ремонт дома так и не был произведен. Фактически часть жильцов была переселена в освободившееся жилье, Жаворонкова В.С. сняла дом в с. ..., и до 2010г. она не обращалась в администрацию о предоставлении жилого помещения. В 2007г. ФИО3 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако учетное дело не заводилось, заявления от Жаворонковой В.С. не поступало. В 2010г. истице предлагалась квартира в п. ..., но она отказалась. Поскольку свободного пригодного для проживания жилья в с. ... нет, с требованиями не согласны. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению. Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Жаворонковой В.С. в соответствии со ст.45 ГПК РФ. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно Постановлению КС РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определению КС РФ от 15 февраля 2005 года N 17-О цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно положениям ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди. Судом установлено, что Жаворонкова В.С. проживала по договору социального найма жилого помещения, заключенного между нею и ... сельской администрацией ...г. в трехкомнатной квартире ..., общая площадь занимаемой ее семьей квартиры - ... кв.м., жилая – ... кв.м. Подписав договор, Жаворонкова В.С. сделала приписку: «С договором я не согласна пока не сделают ремонт». Как видно из поквартирной карточки, сообщения администрации МО ..., в квартире № ... зарегистрированы Жаворонкова В.С. с сыновьями ФИО2 и Ожигиным В.П. Из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от ...г. следует, что жилой дом ... по адресу ... ..., признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодным для постоянного проживания, ветхим и подлежащим капитальному ремонту, так как стены перекошены, фундамент сделал просадку, сгнили венцы и деревянные балки перекрытия, в результате чего черный пол оказался на земле, печи потрескались, низкая посадка дома, потрескался и обветшал шифер, кровля прогнулась, сгнил конек, сгнили оконные рамы, имеются зазоры между стеной и полом. Но согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от ...г. жилой дом ... по адресу ... ..., признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодным для постоянного проживания, и неподлежащим капитальному ремонту. Согласно справке о составе семьи от ...г., выданной администрацией МО ..., семья нанимателя Жаворонковой В.С. состоит из 3х человек, в т.ч. двух сыновей ФИО2 и Ожигина В.П. Как следует из сообщения администрации МО ..., ... от ...г., по книге регистрации граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Жаворонкова В.С. поставлена на учет ...г.. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, установлено, что вопрос о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесен к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ст. 52, п. 3 ст. 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления. Из пункта 6 ст. 10 Устава МО ... следует, что к вопросам местного значения МО ... относится обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Судом установлено бездействие ответчика в не предоставлении Жаворонковой В.С. жилого помещения по договору социального найма. Как установлено в судебном заседании после признания в 2007году дома аварийным не пригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту, вопрос о переселении истицы администрацией МО ... не решался более 4 лет, более того ответчиком не было принято соответствующее решение. Непринятие мер по капитальному ремонту дома с 2007г. привело к дальнейшему его разрушению и признанию в 2011г. неподлежащим капитальному ремонту. Ответчиком не предоставлено доказательств обратного. Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). Материалами дела было установлено, что истица вместе с 2 сыновьями занимает квартиру общей площадью ... кв. метров. В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. По сообщению администрации МО ... свободное жилье на территории МО ... имеется только в п. ...; по степени благоустройства в с. ... имеется частично-благоустроенное жилье- только 2 дома, остальное жилье неблагоустроенное. При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений закона, истица, проживая в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим капитальному ремонту, имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения на состав семьи – 3человека, в границах населенного пункта - с. ..., равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее ... кв.м. Довод представителя ответчика об отсутствии свободного жилья в п. ... не может быть принят, поскольку отсутствие такового, не должно нарушать конституционного права на жилище. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Жаворонковой В.С. к администрации МО ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Жаворонковой В.С. в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания. Обязать администрацию МО ... предоставить Жаворонковой В.С. на состав семьи из трех человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - с. .... Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Председательствующий Г.А. Чеснокова Мотивированное решение вынесено 19.12.2011г.