Дело 2-487 /2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 28 декабря 2011 года пос. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика администрации МО ... Пушкина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО ... по устранению нарушений природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства. Основанием исковых требований является, что администрация МО ... является собственником источника водоснабжения, расположенного в ... ( скважина ...). Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по охране водных объектов, предотвращению негативного воздействию вод и их последствий. В соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, и могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей МО ..., создают опасность причинения вреда окружающей среде. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. исковые требования поддержала, просит суд, обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения: ... ( скважина...); в срок до ...г. благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанного источника питьевого водоснабжения населения муниципального образования (планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПин 2.1.4.1110-02. Ответчик- администрация МО ... исковые требования признал. Глава администрации МО ... Пушкин Н.А. пояснил, что администрация МО ... оформила и направила заявку по разработке и сопровождению создания проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения в д. Левоплосская. Территория водозабора оканавлена, дорожки к сооружениям водозабора выполнены из гравийнопесочной смеси Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области просит исковые требования рассмотреть в отсутствии представителя, надлежащим образом извещено о дате и месте судебного заседания. В отзыве на исковое заявление представитель Коробова А.Г. указала, что основной целью разработки проекта ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены. Благоустройство территории 1 пояса ЗСО должно включать ряд мероприятий, в том числе отсыпка дорожек, оборудование бытовых помещений, которые расположены в зоне1 пояса канализацией, отводом сточных вод. По определению суда исковые требования рассмотрены в отсутствии представителя Управления Роспотребнадзора. Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, Архангельской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения населения МО ... качественной питьевой водой, а именно – не разработаны проекты зоны санитарной охраны источника водоснабжения – скважины в ... (...), не благоустроена территория первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения. Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена, в том числе и организация водоснабжения населения в границах поселений. Согласно Устава МО ..., к вопросам местного значения МО ... относится организация в границах муниципального образования ... водоснабжения населения. Судом из материалов дела, показаний сторон установлено, что органами местного самоуправления не проведены мероприятия по обеспечению населения МО ..., качественной питьевой водой. Услуги по водоснабжению населения осуществляет МУП ..., которое подает воду из объектов, где не разработан и не обеспечен режим ЗСО, что создает угрозу загрязнения и засорения водного объекта, опасность причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан. Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевой и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02) В силу п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта. Согласно п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. Таким образом, допущенные нарушения санитарных правил создают потенциальную опасность для жизни и здоровья жителей поселения МО .... В соответствии со ст. 2, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Из предоставленных материалов следует, что в собственности администрации МО ... находится водозаборная Скважина, расположенная в д. ... (...). В соответствии со ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов. Муниципальное образование ..., согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ является участником водных отношений, наделяется в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливается в статье 27 ВК РФ. В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Так, согласно пункта 3 части 1 статьи 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований. Из указанного следует, что администрация МО ..., в целях обеспечения населения МО ... качественной питьевой водой и выполнения полномочий по охране водных объектов, обязана руководствоваться соответствующими предписаниями СанПин, поскольку эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения. За качество воды хозяйственно-питьевого назначения, подаваемой потребителю, отвечает МУП ..., эксплуатирующее водопроводные сооружения, администрация МО ... обязана организовать качественное водоснабжение населения в МО .... Возложение обязанности на администрацию МО ... по разработке и утверждению проекта ЗСО источников водоснабжения и благоустройству территорию первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения не противоречит вышеуказанным правовым актам, поскольку администрация МО ... также осуществляет мероприятия по охране водных объектов, порядок способ исполнения возложенной на администрацию МО ... обязанности избирается органом местного самоуправления самостоятельно. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии сч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда: в срок до ...г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения: в ... (...); в срок до ...г. благоустроить территорию первого пояса зон санитарной охраны вышеуказанного источника питьевого водоснабжения населения муниципального образования (планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО) в соответствии с пунктами 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПин 2.1.4.1110-02. Ответчик доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок не предоставил. Суд находит указанный срок достаточный для исполнения решения суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию МО ... в срок до ...г. разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения: в д. ... (...); в срок до 01 декабря 2012 года благоустроить территорию первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения: в д. ... (...) муниципального образования (планировка для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса ЗСО).. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий Васильева Н.В.