Дело 2-496/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 декабря 2011 года пос. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., ответчика – администрации МО ... в лице представителя Илатовской О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным, бездействие администрации МО ... по не исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в границах МО ..., УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействие администрации МО ... по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в границах МО .... В судебное заседание прокурором Устьянского района предоставлено уточненное исковое заявление, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ... и возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования ..., а именно в срок до ...г.: устранить нарушение конструктивной целостности пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ...; отремонтировать горловину и крышки пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ..., гараж МУП ЖКХ ...; заполнить в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в МО ... вблизи зданий по адресам: ...; приспособить для отбора воды пожарной техникой водонапорную башню в пос. ..., а именно: установить муфты для аварийного забора воды для пожарных автомобилей. Исковые требования обоснованы тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, информации ГКУ Архангельской области «Отряда государственной противопожарной службы ... от ...г., в границах МО ... выявлены нарушения пожарной безопасности, установленные Федеральным законом РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313 (требованиям ППБ 01-03). В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. уточненные исковые требования прокурора поддержала. Ответчик - администрация МО ... исковые требования признал частично. Представитель администрации МО ... Илатовская О.Н. суду пояснила, что администрация МО ... не бездействует, а проводит мероприятия по устранению нарушений. В границах МО ... при проверке были установлены нарушения правил пожарной безопасности, часть которых устранена. Заявленные нарушения правил пожарной безопасности будут устранены в срок до ...г.. Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавину А.Ю., ответчика администрацию МО ... в лице представителя Илатовской О.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В судебном заседании установлено, согласно справке ГКУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы ...» ... от ...г., при осмотре пожарных водоёмов на территории МО ... выявлены нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации МО ... по содержанию в надлежащем состоянии указанных объектов, находящихся в ведении МО ..., а именно: нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ...; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ..., гараж МУП ЖКХ ...; не заполнены в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в МО ... вблизи зданий по адресам...; водонапорная башня в ... не приспособлена для отбора воды пожарной техникой. В судебном заседании установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности не устранены. В связи с тем, что администрация МО ... до настоящего времени не устранила отмеченные нарушения пожарной безопасности, прокурор обратился в суд с требованием о возложении на администрацию МО ... обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО .... Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий (часть 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ). В силу пункта 10 «Правил пожарной безопасности» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Согласно п.п. 491,495,496,497,499,500 Приложения № 6 к Закону Архангельской области от 20.12.2006 № 307-14-ОЗ (ред. от 30.09.2011) «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Киземское», «Березницкое», «Бестужевское», «Дмитриевское», «Илезское», «Киземское», «Лихачевское», «Лойгинское», «Малодорское», «Орловское», «Плосское», «Ростовско-Минское», «Синицкое», «Строевское», «Череновское», «Шангальское» Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 20.12.2006), пожарные водоемы с реестровыми номерами 10-30018 (...),10-3022 (...), 10-30023 (...), 10-30024 (...30027 (...), 10-30026 (...), находятся в границах МО ..., являются собственностью администрации МО .... В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «требования пожарной безопасности» - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Кроме этого, частью 3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 10 ст. 8 Устава МО ... к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента. Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Согласно пунктам 11, 94 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, в том числе по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать на территории муниципального образования надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения. В соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.2.11-2.30, п.3.1, п.4.1, п.9.27-9.33 СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2.04.02-84*, разд. 3 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», п. 16 ст. 67, ст. 68 Технического регламента, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009 Выбор схемы и системы водоснабжения следует производить на основании сопоставления возможных вариантов ее осуществления с учетом особенностей объекта или группы объектов, требуемых расходов воды на различных этапах их развития, источников водоснабжения, требований к напорам, качеству воды и обеспеченности ее подачи. Выбор источника водоснабжения должен быть обоснован результатами топографических, гидрологических, гидрогеологических, ихтиологических, гидрохимических, гидробиологических, гидротермических и других изысканий и санитарных обследований. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м: количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Судом установлено, что пожарные водоемы как источники первичных мер пожарной безопасности в границах МО ... содержатся ненадлежащим образом. Часть пожарных водоемов не заполнены водой в полном объеме, необходимом в случае возникновения пожара, соответственно требования пунктов 2.12-2.14 СНиП 2.04.02-84* не соблюдаются. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Выявленные ОНД ... УНД ГУ России по Архангельской области нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц. Исследованными судом доказательствами подтверждается, что пожарные водоемы, как источники первичных мер пожарной безопасности в границах МО ... содержатся ненадлежащим образом. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию муниципального образования ... обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО .... На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что бездействием администрация муниципального образования ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО ... нарушены права неопределенного круга лиц – граждан проживающих и находящихся на территории муниципального образования .... На момент рассмотрения гражданского дела требования по устранению нарушений пожарной безопасности не устранены, существует угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Суд удовлетворяет требования прокурора Устьянского района и признаёт бездействие администрация МО ... незаконным, поскольку МО ... не соблюдены требования по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории МО .... Возлагает на администрацию МО ... обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействие администрации МО ... по не исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в границах МО ... – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов МО .... Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность в срок до ...г., обеспечить первичными мерами пожарной безопасности в границах муниципального образования ..., а именно: - устранить нарушение конструктивной целостности пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ...; - отремонтировать горловину и крышки пожарных водоемов, расположенных на территории МО ... вблизи зданий по адресам: ..., гараж МУП ЖКХ ...; - заполнить в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в МО ... вблизи зданий по адресам: ...; - приспособить для отбора воды пожарной техникой водонапорную башню в ..., а именно: установить муфты для аварийного забора воды для пожарных автомобилей. Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней, с момента вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий Васильева Н.В.