О возложении на администрацию обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО.



Дело 2-24/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2012 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., ответчика – администрации МО ... в лице представителя Рогачева Н.В, специалиста ОНД ... ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., а именно: устранить нарушение конструктивной целостности пожарных водоемов, расположенных на территории МО ....

В судебное заседание предоставлено уточненное исковое заявление, из которого следует, прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц просит возложить на администрацию МО ... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., а именно: обеспечить наличие в радиусе 200 метров ( ...) пожарного водоема для целей наружного пожаротушения с подъездом и площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основаниями уточненных требований является, что при проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, информации ГКУ ... «Отряда государственной противопожарной службы ... от ...г., акта проверки ОНД ... от ...г., в границах МО ... выявлены нарушения пожарной безопасности, установленные Федеральным законом РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 (требованиям ППБ 01-03), а именно нарушена конструктивная целостность пожарного водоема в д. Алферовская у дома культуры.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. уточненные исковые требования поддержала.

Ответчик - администрация МО ... исковые требования признал. Глава администрации МО ... Рогачев Н.В. суду пояснил, что у дома культуры в д. ... достаточно одного пожарного водоема. Имеющийся водоем в деревянном исполнении полностью провалился. В срок до ...г. будет установлен новый искусственный пожарный водоем.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавину А.Ю, ответчика администрацию МО ... в лице представителя Рогачева Н.В., специалиста ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В судебном заседании установлено, согласно информации ГКУ ... «Отряд государственной противопожарной службы ...» ... от ...г., при осмотре пожарных водоёмов на территории МО ... выявлены нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации МО ... по содержанию в надлежащем состоянии объектов, находящихся в ведении МО ..., а именно: нарушена конструктивная целостность пожарных водоемов, расположенных в д. ....

...г., отделением надзорной деятельности ..., проведена проверка администрации МО ..., которая установила, что нарушена конструктивная целостность пожарного водоема у дома культуры в д. ....

В судебном заседание в качестве специалиста заслушан ФИО1, который пояснил, что у дома культуры в д. ... для соблюдении обязательных требований пожарной безопасности достаточно одного искусственного пожарного водоема. Нарушений конструктивной целостности других пожарных водоемов на территории МО ..., в том числе у гаража СПК ... не установлено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «требования пожарной безопасности» - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 10 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Согласно пунктам 11, 94 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, в том числе по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать на территории муниципального образования надлежащее состояние искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.2.11-2.30, п.3.1, п.4.1, п.9.27-9.33 СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2.04.02-84*, разд. 3 СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», п. 16 ст. 67, ст. 68 Технического регламента, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009 Выбор схемы и системы водоснабжения следует производить на основании сопоставления возможных вариантов ее осуществления с учетом особенностей объекта или группы объектов, требуемых расходов воды на различных этапах их развития, источников водоснабжения, требований к напорам, качеству воды и обеспеченности ее подачи.

Выбор источника водоснабжения должен быть обоснован результатами топографических, гидрологических, гидрогеологических, ихтиологических, гидрохимических, гидробиологических, гидротермических и других изысканий и санитарных обследований.

Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условий обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 м: количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Для исполнения указанных положений требуется произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом расхода воды на наружное пожаротушение (гидранты, пожарные водоемы (естественные, искусственные) с площадками (пирсами) на территории МО ....

Судом установлено, что пожарный водоем, как источник первичных мер пожарной безопасности в границах МО ... (у дома культуры) содержатся ненадлежащим образом, нарушена конструктивная целостность искусственного пожарного водоема.

В связи с изложенным, в судебном заседании установлено, что администрацией МО ... не исполняются требования пожарной безопасности по содержанию и обслуживании объектов наружного противопожарного водоснабжения – пожарных водоемов расположенных на территории МО ....

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления МО ... полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также предусмотренных Уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Отсутствии пожарных водоемов в реестре муниципальной собственности МО ..., отсутствие на них технической документации не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку полномочия по обеспечению надлежащего состояния искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов) возложены на органы местного самоуправления.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 5.1 Закона Архангельской области № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объекты муниципальной собственности разграничиваются областными законами между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их состав вновь образованными городскими и сельскими поселениями. В муниципальную собственность поселений Архангельской области в процессе разграничения объектов муниципальной собственности передается имущество, определенное пунктами 3 и 4 части 1, частью 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п.6 ч.2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к указанному имуществу относятся объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.

Не включение в Реестр муниципального имущества пожарных водоемов на территории МО ...», не освобождает администрацию МО ... от обязанности содержать их в надлежащем состоянии, соответствующем требованиям пожарной безопасности.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию муниципального образования ... обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО ....

Суд удовлетворяет требования прокурора Устьянского района и возлагает на администрацию МО ... обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно: обеспечить наличие в радиусе 200 метров ( ...) пожарного водоема для целей наружного пожаротушения с подъездом и площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Ответчик исковые требования признал. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования. Суд не принимает признание иска, если оно нарушает законные права и интересы иных лиц. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиком, удовлетворяет исковые требования.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Ответчик - администрация МО ... просит установить срок исполнения решения суда до ...г.. Помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. находит указанный срок достаточным для исполнения решения суда. Специалист ФИО1 пояснил, что исполнение решения суда в срок до ...г. не противоречит закону, не ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку в д. ... находятся иные искусственные и естественные водоемы для забора воды. Суд считает возможным установить срок для исполнении решения суда до ...г..

От уплаты государственной пошлины ответчик, являющий органом местного самоуправления, освобожден на основании п.19 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в границах МО ... – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность в срок до ...г., обеспечить первичными мерами пожарной безопасности в границах муниципального образования ..., а именно:

- обеспечить наличие в радиусе 200 метров ( ...) пожарного водоема для целей наружного пожаротушения с подъездом и площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Васильева Н.В.