Дело № 2-14/2012 именем Российской Федерации п. Октябрьский 30 января 2012 года Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., с участием: истца Орехова Ф.Г., представителя ответчика администрации МО ... Ивановой Н.А., представителя третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО ... - Кравчук Т.Н., представителя третьего лица - администрации МО ... Духанина Д.Н., при секретаре Рыжковой Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску Орехова Ф.Г. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, установил : Орехов Ф.Г. обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение в ... на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления, принятой в МО .... Требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отец умер в ... году, мать лишена родительских прав в ... году. Он являлся воспитанником сначала детского дома ..., затем ... детского дома ..., затем был учащимся ГОУ НПО .... Был зарегистрирован по адресу: .... В связи с переселением из аварийного жилья был зарегистрирован в квартире матери, лишенной родительских прав, по адресу: .... В связи с невозможностью дальнейшего проживания с матерью, съехал с квартиры. Он полностью утратил связь с МО ..., где был поставлен на учет. На протяжении длительного времени он в МО ... не проживает, в связи с закрытием лесопункта в ... рабочих вакансий не имеется, проживает в .... В настоящее время ему негде жить, он стеснен жизненными обстоятельствами, имеет право на получения жилья. Просит учесть его интересы по предоставлению жилого помещения на территории МО ..., а именно в .... В судебном заседании истец Орехов Ф.Г. уточнил исковые требования, просит возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Суду пояснил, что он имеет регистрацию по месту пребывания в ... в жилом помещении, предоставленном его матери, в связи с переселением из жилого помещения, признанного аварийным. В связи с тем, что проживание с матерью невозможно, он вынужден снимать жилье, так как работает в этом же населенном пункте. За ним было закреплено жилое помещение в .... В это жилое помещение он не вселялся, поскольку в данном населенном пункте нет работы. Кроме того, проживание в нем невозможно, так как данное жилое помещение признано аварийным и не подлежащим капитальному ремонту. До настоящего времени он жилым помещением, в установленном законом порядке, не обеспечен. Представитель ответчика – глава администрации МО ... Иванова Н.А. иск признала в полном объеме. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска заявлено представителем ответчика добровольно, выражено в письменном заявлении. Представитель органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н., исковые требования Орехова Ф.Г. поддержала. Суду пояснила, что истец является лицом из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации ... от ...г. за ним было закреплено жилое помещение в .... В ... году выяснилось, что данное жилое помещение закреплено за детьми из 2-х семьей, в связи с этим решением комиссии ... сельской администрации за семьей Ореховых закрепили жилое помещение в ..., но постановления главы администрации о перезакреплении жилого помещения нет. Заключением межведомственной комиссии от ...г., то есть еще до достижения истцом 23-х летнего возраста данное жилое помещение в ... было признано аварийным и не подлежащим капитальному ремонту. Истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Представитель третьего лица администрации МО ... Духанин Д.Н. исковые требования Орехова Ф.Г. поддержал. Третьи лица - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, а также Министерство финансов Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителей. Суд, заслушав стороны, мнение третьих лиц, изучив письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, принимает признание иска ответчиком, как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы других лиц. В судебном заседании установлено, что Орехов Ф.Г. ... года рождения, уроженец ..., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца – ФИО2 умер ...г., что подтверждается свидетельством о смерти серии ..., о чем в книге регистрации актов о смерти в ... сельском Совете ... ...г. произведена запись .... Мать истца - ФИО3 решением Устьянского районного суда от ...г. лишена родительских прав в отношении 4 детей, в том числе и в отношении истца Орехова Ф.Г. Дети переданы на попечение органа опеки и попечительства. В соответствии с постановлением главы администрации ... от ...г. ... несовершеннолетний Орехов Ф.Г. направлен в ... детский дом .... За ним закреплена жилплощадь в .... Как следует из справки МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ... Орехов Ф.Г. был зачислен в состав воспитанников ... детского дома ... с ...г. (приказ ... от ...г.) и был отчислен из состава воспитанников в связи с учреждением попечительства его братом ФИО1 (приказ ... от ...г.). Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. ФИО1 назначен попечителем над несовершеннолетним Ореховым Ф.Г., воспитанником ... детского дома ... передан на воспитание в семью попечителя, проживающего по адресу: .... Как видно из диплома ... Орехов Ф.Г. обучался с ...г. по ...г. в профессиональном училище ... в ... по профессии .... Согласно выписке из протокола ... жилищной комиссии ... сельской администрации от ...г. за детьми оставшимися без попечения родителей, в том числе и за истцом Ореховым, закреплена жилплощадь в ..., в связи с тем, что жилплощадь в ... уже была закреплена за детьми, оставшимся без попечения родителей (семья ...). Из заключения межведомственной комиссии от ...г. ..., следует, что жилой дом по адресу: ..., не соответствует требованиям к жилому помещению, комиссия пришла к выводу о его непригодности для постоянного проживания, о признании дома аварийным и не подлежащим капитальному ремонту, жильцов дома поставить на внеочередное получение жилья. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закона 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 г. № 49-7-ОЗ ( в ред. от 08.12.2005 г.) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Согласно областному Закону от 23.09.2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований Архангельской области» территория села ... входит в границы муниципального образования .... Согласно ст. 21 указанного Закона МО ... наделено статусом муниципального образования - сельского поселения. Как установлено в судебном заседании, фактически истец, выбыл в детское учреждение из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в связи с тем, что одно и тоже жилое помещение было закреплено за детьми оставшимися, без попечения родителей из 2 семей, семье Ореховых было выделено жилое помещение по адресу: ..., которое постановлением за истцом не закреплялось, а в ... году межведомственной комиссией признано аварийным, и не подлежащим капитальному ремонту. Другое жилое помещение по окончании пребывания в образовательных учреждениях, за истцом не закреплялось В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но в последствие утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях). Согласно ч. 3 ст. 6.1 выше указанного Закона учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему известному месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Согласно ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в ст. 45 настоящего областного закона (органы местного самоуправления городских и сельских поседений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений Ненецкого автономного округа), наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, областным законом «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области (ст. 49 указанного закона № 84-5-ОЗ) В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В судебном заседании установлено, что Орехов Ф.Г. был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении. Согласно решению Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в МО ... установлена в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Анализируя исследованные по делу доказательства, и принимая во внимание, что со стороны органов местного самоуправления не было предпринято должных мер по обеспечению истцу Орехову Ф.Г., относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в период после окончания последнего учебного заведения и до его 23-летия, что привело к нарушению жилищных прав истца, суд считает, что обязанность по обеспечению Орехова Ф.Г. жилым помещением, должна быть возложена на администрацию МО .... При этом жилое помещение Орехову Ф.Г. в соответствии с действующим законодательством, должно быть предоставлено за счет денежных средств, выделяемых областным бюджетом на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа. В связи с этим требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению. Исходя из интересов Орехова Ф.Г. суд полагает возможным предоставить жилое помещение в ... в соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ В соответствии с п. 3 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Орехова Ф.Г. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Орехову Ф.Г. ...г. года рождения, жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта пос. ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Взыскать с администрации муниципального образования ... в пользу Орехова Ф.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлине в размере ... рублей. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Судья И.А. Заостровцева