Дело 2-21/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 февраля 2012 года пос. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика ООО ... Коноплёвой А.Н., представителя третьего лица администрации МО ... Духанина Д.Н., при секретаре Рыжковой Н.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ... о возложении обязанности реконструировать канализационные очистные сооружения, установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ... (далее ООО ...) о возложении обязанности - реконструировать канализационные очистные сооружения в ... в срок до ...г., а именно выполнить работы: 1 блок - монтаж ультрафиолетового оборудования, монтаж компактной установки, замена оборудования к компактным установкам (трубопроводов, задвижек), изготовление эрлифтов и установка по проектным отметкам, замена коагуляц установки, утепление трубопроводов; 2 блок - демонтаж старого оборудования, отвод стоков, прочистка и сушка, монтаж двух компактных установок, замена оборудования к компактным установкам (трубопроводы, задвижки), замена коагуляц установки, изготовление двух аэролифтов и их установка по проектным отметкам, утепление трубопроводов; 3 блок - монтаж ультрафиолетового оборудования, монтаж двух компактных установок, замена коагуляц установки, произвести утепляющий набор щитов, ремонт иловых площадок, утепление трубопроводов. Требования мотивированы тем, что решением Устьянского районного суда от ...г. удовлетворены исковые требования прокурора района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности - организовать работы по реконструкции канализационных очистных сооружений в ..., к ООО ... о возложении обязанности - реконструировать канализационные очистные сооружения в пос. ... в срок до ...г.. В настоящее время данное решение не исполнено. ООО ... не ведет финансово-хозяйственной деятельности, концессионное соглашение от ...г. с ООО ... расторгнуто ...г.. Между администрацией МО «... и ООО ... ...г. заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной системы, согласно которому ООО ... обязалось за свой счет реконструировать объекты, в том числе, 3 блока очистных сооружений в .... До настоящего времени работы по реконструкции очистных сооружений ООО ... не производились. Согласно протоколам лабораторных исследований филиала ФБУЗ ... от ...г., сточные воды канализационных сооружений не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по микробиологическим показателям. Непринятие своевременных мер по реконструкции очистных сооружений и предотвращению нарушений санитарных правил приведет к загрязнению поверхностных вод и, соответственно, к нарушению здоровья населения, к ухудшению условий водопользования населения. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по соглашению нарушают права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также наносят ущерб Российской Федерации в виде загрязнения особо охраняемого объекта. При рассмотрении гражданского дела прокурор в соответствии с частью 1 статьи 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования, просит суд возложить на ООО ... обязанность реконструировать канализационные очистные сооружения в ... в срок до ...г., а именно: 1 блок – монтаж ультрафиолетового оборудования, замена оборудования к компактной установке, монтаж коагуляц установки, утепление трубопроводов; 2 блок – демонтаж старого оборудования, отвод стоков, прочистка и сушка, замена оборудования к компактным установкам, изготовление двух аэрлифтов и их установка по проектным отметкам, утепление трубопроводов; 3 блок – завершение монтажа ультрафиолетового оборудования, замена оборудования к двум компактным установкам, установка системы коагуляции, ремонт иловых площадок, утепление трубопроводов. В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. поддержала уточненные исковые требования и привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика ООО ... Коноплёва А.Н., не оспаривая необходимость реконструкции очистных сооружений, исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что в соответствии с концессионным соглашением ООО ... приняло объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе и очистные сооружения .... В соответствии с планом-графиком производство работ по реконструкции очистных сооружений запланировано на 2014 год, то есть обязанность ООО ... по продолжению реконструкции очистных сооружений наступит тогда же. В период 2012-2013 г.г. ООО ... запланировано завершение реконструкции системы теплоснабжения микрорайона ..., которое требует значительных финансовых затрат. Сроки для проведения работ по реконструкции, указанные прокурором, необоснованно короткие. Кроме того, в соответствии с рабочим проектом, нецелесообразна реконструкция второго блока очистных сооружений в связи с его аварийным состоянием. Представитель третьего лица администрации МО ... Духанин Д.Н. исковые требования поддержал частично, пояснил, что в соответствии с рабочим проектом, необходима реконструкция только первого и третьего блоков очистных сооружений. Второй блок очистных сооружений находится в аварийном состоянии, в связи с чем, его реконструкция нецелесообразна. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично на основании следующего. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-,тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Согласно Закону Архангельской области от 20 декабря 2006 года № 307-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... и муниципальными образованиями ... собственником очистных сооружений в ... является муниципальное образование .... В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», его целями являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. В соответствии со п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона объектами концессионного соглашения, в том числе являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения. Судом установлено, что в соответствии со ст. 3 ФЗ № 115 от 21 июля 2005 года между муниципальным образованием ... (Концедент) и ООО ... (Концессионер) ...г. заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, относящихся к объектам. Согласно указанному концессионному соглашению, Концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения в соответствии с Программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского поселения ... на период 2010-2015 г.г., а Концедент обязался предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования Объекта соглашения для осуществления указанной деятельности. Объектом соглашения согласно разделу II, в том числе являются: очистные сооружения ПМК - блок 1 (инвентарный номер ...); очистные сооружения л\б блок 2 (инвентарный номер ...); очистные сооружения ДСК- блок 3 (инвентарный номер ...). В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (ст. 3 ФЗ № 115). В соответствии с п.п. 12, 13 ст. 3 ФЗ № 115 концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых Концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления Концедентом Концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Как следует из, объявленного муниципальным образованием ..., открытого конкурса о заключении концессионного соглашения, к участникам конкурса было предъявлено требование осуществить в установленные концессионным соглашением сроки реконструкцию объектов концессионного соглашения, указанных в конкурсной документации. Из конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения следует, что в состав объектов были также включены коммунальные очистные сооружения .... Согласно конкурсному предложению, ООО ... заявлено о готовности осуществить исполнение обязательств по концессионному соглашению в полном объеме в установленные сроки, согласно, обусловленных концессионным соглашением, условий, в том числе инвестировать в реконструкцию и модернизацию основных фондов в объеме 56 млн. рублей на период действия соглашения. Общество взяло на себя обязательства реконструировать объекты концессионного соглашения в срок до ...г., и незамедлительно приступить к исполнению обязательств, обусловленных концессионным соглашением, разработать и исполнить инвестиционную программу по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В соответствии с п. 3.2 Соглашения Концессионер обязался при необходимости разработать и согласовать с Концедентом проектную документацию, необходимую для реконструкции объекта. Из объяснений представителя ответчика ООО ... следует, что ни проектной документации, ни инвестиционной программы с момента заключения концессионного соглашения и до настоящего времени Обществом не подготовлено. В свою очередь согласно п.п. 3.4, 3.5 Концессионного соглашения Концедент обязался обеспечить Концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта Соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа Концессионера и уполномоченных им лиц к объекту Соглашения, оказывать Концессионеру содействие при выполнении реконструкции объекта Соглашения. Согласно п. 3.6 Соглашения Концедент вправе направлять Концессионеру средства на софинансирование расходов на реконструкцию объекта соглашения в соответствии с Программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского поселения ... на 2010-2015 г.г. Как установлено в судебном заседании каких-либо приложений к указанному соглашению о порядке софинансирования работ по реконструкции объектов коммунальной системы, в том числе очистных сооружений, не имеется. Необходимость реконструкции очистных сооружений ... объективно подтверждается совокупностью, исследованных в судебном заседании, доказательств, в том числе письменных, представленных в материалы дела; объяснениями представителя третьего лица, показаниями свидетеля, и не опровергается объяснениями представителя ответчика. Как видно из рабочего проекта реконструкции канализационных очистных сооружений в ... с повышением их производительности до ... м3/сутки и обеспечением норматива ПДС, изготовленного ЗАО ... в 2008 г., существующие сооружения очистки сточных вод в ... не в состоянии обеспечить очистку сточных вод до требуемых нормативов практически по всем показателям и нуждаются в реконструкции. При этом сточные воды, из насосной станции поступают на три блока очистных сооружений. Первый блок ... г.г., на ... м3/сут. имеет в составе приемную камеру, 2 установки КУ-200, 2 иловые площадки, хлораторную, контактный резервуар и компрессорную станцию. Второй блок, постройки ... г.г., на ... м3/сут. имеет в составе приемную камеру, 2 очистные установки (аэротенк + отстойник), контактный резервуар, иловую площадку. Третий блок на ... м3/сут. состоит из первой и второй очереди. Первая очередь, постройки 1985 г., имеет в составе приемную камеру, 2 установки КУ-200, 2 иловые площадки. Вторая очередь, постройки 1995 г. аналогична первой очереди. Также, третий блок оборудован контактным резервуаром, хлораторной и компрессорной станцией. В составе третьего блока имеется коробка здания для блока доочистки и три емкости высотой 4 м. и диаметром 2,5 м. Блок доочистки не задействован. Эффективность очистки по БПК низкая (в среднем около 50 %). Очистки от азота и фосфора практически нет. Содержание взвешенных веществ в очищенных стоках очень высокое. Хлораторные находятся в аварийном состоянии. Как следует из подраздела 6.2 «Технологические и компоновочные решения» раздела 6 «Технологические решения» указанного рабочего проекта строительная часть очистных сооружений блока ... не подлежит восстановлению. Кроме того, здание, в котором находятся очистные сооружения блока ..., находится в самом аварийном состоянии и подлежит выводу из работы. При этом очистку сточных вод объемом ... м3/сут. можно обеспечить путем реконструкции шести установок КУ-200, входящих в состав блока ... (4 установки с общей производительностью ... м3/сут) и блока ... (2 установки с общей производительностью ... м3/сут.). Согласно положительному заключению государственной экспертизы, утвержденному ...г. Управлением архитектуры и градостроительства Архангельской области, объекты капитального строительства канализационных очистных сооружений в ..., состоящие из трех блоков, имеют эффективность очистки по БПК очень низкую (в среднем около 50%); очистки от азота и фосфора практически нет, содержание взвешенных веществ в очищенных стоках очень высокое. Основные причины неудовлетворительной работы сооружений биологической очистки: низкая эффективность существующей системы аэрации; высокая нагрузка на сооружения по взвешенным веществам; попадание песка в систему биологической очистки; отсутствие в системе биологической очистки двух специфически микробных ценозов; низкая температура стоков. Как следует из протоколов лабораторных исследований от ...г., проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУЗ ... сточные воды канализационных очистных сооружений (блок ..., блок ..., блок ...) не соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по микробиологическим показателям. Свидетель ФИО1, мастер очистных сооружений ..., показала, что очистные сооружения в ... давно находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют капитального ремонта. Объект состоит из трех блоков, в первом и втором блоках по две установки ..., в третьем блоке четыре установки .... В первом блоке в летний период силами ООО ... была заменена система аэрации и в настоящее время необходима замена оборудования компактной установки, установка системы коагуляции. В третьем блоке были отремонтированы две установки, в настоящее время необходимо заменить оборудование еще в двух установках, а также установить систему коагуляции, провести ремонт иловых площадок. Кроме того, в третьем блоке было смонтировано ультрафиолетовое оборудование, но оно до настоящего времени не пущено в работу. Второй блок очистных сооружений в соответствии с проектом не входит в реконструкцию, в связи с тем, что находится в аварийном состоянии и его необходимо демонтировать. При этом если будет проведена реконструкции на первом и третьем блоках, то необходимость эксплуатации второго блока отпадет, за счет увеличения пропускной способности до ... м3 в сутки, в то время как сейчас пропускная способность с учетом 2-го блока составляет ... м3 в сутки. Основой конституционного строя Российской Федерации является, в том числе, охрана здоровья людей (ст.7 Конституции). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 Конституции). Каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст.41- 42 Конституции). Согласно ст. 1 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с п. 3.4 «СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса. На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о проведении работ по реконструкции канализационных очистных сооружений ... с целью предотвращения вредных последствий загрязнения природной среды, нарушения конституционных прав граждан и интересов Российской Федерации. Непринятие мер по предотвращению нарушений санитарных правил в конечном итоге приведет к загрязнению поверхностных вод и соответственно, к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения. Однако, учитывая, что строительная часть очистных сооружений блока ... не подлежит восстановлению, суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению частично, а именно удовлетворяет требования прокурора о возложении на ООО ... обязанности реконструировать канализационные очистные сооружения в ... по 1 и 3 блокам. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о выполнении работ на 2 блоке, а именно: проведении демонтажа старого оборудования, отвода стоков, прочистки и сушке, замене оборудования к компактным установкам, изготовлению двух аэрлифтов и их установке по проектным отметкам, утеплению трубопроводов, поскольку здание, в котором находятся очистные сооружения блока ..., в аварийном состоянии, строительная часть очистных сооружений не подлежит восстановлению и подлежит выводу из работы, при этом очистку сточных вод можно производить за счет реконструкции 1 и 3 блока. Принимая во внимание значимость рассматриваемого вопроса, а также установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о бездействии со стороны ответчика по решению вопросов о реконструкции указанных объектов с момента заключения концессионного соглашения или принятию иных реальных мер по предотвращению сбрасывания в реку неочищенных хозяйственно-бытовых стоков, суд полагает разумным заявленный прокурором срок выполнения указанных работ до ...г.. Доводы представителя ответчика о неразумности заявленных сроков выполнения работ суд не принимает, как несостоятельные, так как необходимые по их мнению сроки не конкретизированы, кроме того, каких-либо доказательств в обоснование своих доводов суду не представлено. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ... о возложении обязанности реконструировать канализационные очистные сооружения - удовлетворить частично. Возложить на Общество с ограниченной ответственностью ... обязанность в срок до ...г. реконструировать канализационные очистные сооружения в ..., а именно выполнить работы на 1 блоке: монтаж ультрафиолетового оборудования, замену оборудования к компактной установке, монтаж коагуляц установки, утепление трубопроводов; на 3 блоке: завершить монтаж ультрафиолетового оборудования, замену оборудования к двум компактным установкам, установить системы коагуляции, ремонт иловых площадок, утепление трубопроводов. В удовлетворении исковых требований о выполнении работ на 2 блоке, а именно: проведении демонтажа старого оборудования, отвода стоков, прочистки и сушке, замене оборудования к компактным установкам, изготовлению двух аэрлифтов и их установке по проектным отметкам, утеплению трубопроводов – отказать. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью ... в доход бюджета ... муниципального района государственную пошлину в сумме ... рублей 00 копеек. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Судья И.А. Заостровцева. Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2012 года.