О признании незаконными действий по установлении платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов и возложении обязанности произвести перерачет платы за коммунальную услугу по утилизации твердых бытовых отходов.



Дело 2-29 /2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 февраля 2012 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой Г.А., при секретаре Федоровой Л.Н., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истца Рогозиной А.А., представителя ответчика ООО ... Резановой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Рогозиной А.А. к обществу с ограниченной ответственностью ... о признании незаконными действий по установлению платы по утилизации твердых бытовых отходов, возложении обязанности не начислять плату по утилизации ТБО, и взыскании ... рублей 05 копеек,

установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области в интересах Рогозиной А.А. обратился в суд с иском к ООО ... о признании незаконными действий по установлению платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов и возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по утилизации бытовых отходов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной по заявлению Рогозиной А.А. установлено, что Рогозина А.А. проживает в жилом доме ..., находящемся в управлении ООО ..., которое с февраля 2011 года начисляет и взимает с граждан, плату за услугу по утилизации твердых бытовых отходов в размере ... руб. с человека в месяц; считает действия ответчика незаконными, так как Жилищным кодексом РФ, федеральным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам в структуре платы за жилое помещение, за коммунальные услуги плата за утилизацию твердых бытовых отходов не предусмотрена. Утилизация твердых бытовых отходов не может быть признана коммунальной услугой, так как Рогозина А.А., проживающая в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ответчика, не является потребителем услуги по утилизации. Просит признать незаконными действия ответчика по установлению платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов с Рогозиной А.А., взыскать с ООО ... в пользу Рогозиной А.А. ... рублей 05 копеек за незаконно полученную плату за утилизацию ТБО.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, привела аналогичные доводы.

Истец Рогозина А.А.исковые требования, заявленные прокурором, поддержала и дополнила их требованием обязать ответчика не начислять ей плату за утилизацию ТБО, привела доводы аналогичные изложенным в иске. Кроме того, суду пояснила, что проживает в восьмиквартирном двухэтажном доме .... С февраля 2011 года управляющая компания наряду с платой за содержание жилья стала начислять плату за утилизацию ТБО ежемесячно в размере ...., все квитанции ею оплачены, всего за период с февраля по декабрь 2011г. она заплатила ... рублей 05 копеек. Договора с ответчиком о предоставлении ей данной услуги она, как собственник жилья, не заключала, о каком либо решении собрания собственников жилья о предоставлении данной дополнительной услуги ей также неизвестно.

Представитель ответчика – ООО ... Резанова И.С. исковые требования не признала и пояснила, что утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. ООО ... является продавцом и потребителем услуги в одном лице, услуга по утилизации предоставляется населению на основании постановления агентства по тарифам и ценам правительства Архангельской области от 01 декабря 2010 г. № 53-В/26 «О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО ... на территории МО ... МО» .... Ссылается также, что общество имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности, ТБО вывозится на свалку, там происходит захоронение отходов.

Представитель 3го лица администрации МО ..., будучи надлежаще уведомлен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав стороны, помощника прокурора Устьянского района, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является собственником квартиры ... на основании договора передачи квартиры в собственность от ...г. Право собственности Рогозиной А.А. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ...г.

Как следует из договора управления многоквартирными домами и приложениям к нему, ...г., собственники жилого помещения – муниципальных квартир и собственники приватизированных квартир в многоквартирных домах (в том числе и дома ...) в лице главы администрации МО ... ФИО1( с одной стороны) и ООО ...( с другой стороны), заключили договор по выполнению работ по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг в том числе, по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение, при этом собственник жилого помещения обязан производить оплату с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Как следует из пояснений истицы, поквартирной карточки, копии лицевого счета, Рогозина А.А. одна проживает в квартире ....

Как видно из предоставленных истицей квитанций (счетов) на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных ответчиком истице в 2011г., и полностью оплаченных последней, отдельной строкой указан вид платежа утилизация ТБО, ежемесячный размер которого указан ... коп.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. В свою очередь плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, «коммунальные услуги» – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) ни Жилищным кодексом, ни Правилами предоставления коммунальных услуг, ни Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях.

В силу ч.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу требований пунктов 17, 31, 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений утверждают на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.

Согласно п. 2.3 Устава ООО ..., видами деятельности общества, в числе прочих, являются: управление эксплуатацией жилого фонда и удаление и обработка твердых отходов.

Из копии лицевого счета за декабрь 2011 года, счетов за услуги (работы) по содержанию и ремонту жилого помещения, сведений, предоставленных ответчиком, установлено, что с февраля по декабрь 2011 года общая сумма произведенных Рогозиной А.А. платежей за утилизацию ТБО составила ... руб.: в апреле начислено ... рублей 65 копеек, с мая по декабрь по ... рублей 55 копеек ежемясячно. Кроме того, как видно из счетов, в указанные месяцы ответчик начислял, а истица оплачивала содержание жилья по тарифу ..., куда входит плата за вывоз бытовых отходов, а в счетах за ноябрь-декабрь – содержание- вывоз бытовых отходов отдельной строкой по тарифу .... при этом общий тариф содержание жилья и вывоз ТБО составил ....

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, к которым относятся юридические лица, независимо от из организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; в жилищном секторе такими потребителями являются: в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Так постановлением агентства по тарифам и ценам правительства Архангельской области от 01 декабря 2010 года № 53-в/26 установлен тариф на услуги утилизации твердых бытовых отходов ООО ... на территории МО ... МО ...... руб/куб. Аналогичный тариф по утилизации ТБО установлен постановлением от ...г.

Данный тариф установлен для ООО ..., как организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, используемого для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; при этом потребителями указанной услуги, обязанными производить ее оплату по установленному регулируемому тарифу является управляющая организация - ООО ..., а не граждане, проживающие в обслуживаемых им многоквартирных домах.

Вместе с тем, приказом руководителя ООО ... от ...г. с ...г. установлен размер платы за услугу утилизации ТБО для населения по неблагоустроенному жилфонду – ... руб. с НДС на 1 человека в месяц.

При этом органами местного самоуправления какой-либо тариф на услугу по утилизации ТБО, подлежащий оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, не утверждался и не мог утверждаться, поскольку в силу вышеуказанного Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ они не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.

Судом установлено, что собственники квартир в многоквартирном доме ... непосредственно не участвуют в управлении домом, на основании договора управления многоквартирными домами от ...г. управляющей организацией, являющейся потребителем услуги по утилизации ТБО, является ООО ....

Из пояснений представителя ответчика Резановой И.С., истицы Рогозиной А.А. следует, что какого либо договора по предоставлению услуг по утилизации между истцом и ответчиком не заключалось; как и не принималось решение собрания собственников жилых помещений по включению услуги по утилизации твердых бытовых отходов в перечень, предоставляемых услуг.

По разъяснению Министерства регионального развития РФ, данному в письме от 03.10.2008 № 25080-СК/14 утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития РФ подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, но входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.

Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития РФ, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан, кроме платы на наем жилья (по договорам найма), платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.

Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что плата за утилизацию ТБО является регулируемой услугой, и может устанавливаться как отдельный тариф, поскольку плата за утилизацию не может начисляться отдельно как самостоятельная плата за данную услугу, в противном случае происходит двойная оплата одной и той же услуги. Кроме того, органами местного самоуправления регулируется тариф на услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемую организациями коммунального комплекса потребителям-управляющим организациям, а граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, не являются потребителями регулируемой услуги. Ссылка ответчика, что начисление платы за утилизацию ТБО произведено на основании постановления агентства по тарифам и ценам правительства Архангельской области от 01 декабря 2010 г. № 53-В/26 «О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ООО ..., также не может быть принята во внимание по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, действия ответчика ООО ... по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в их управлении, в т.ч. и для истицы, противоречит требованиям ст.154 ЖК РФ, и являются незаконными. В связи с чем, исковые требования о признании незаконными действий по установлению платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов и возложении обязанностей не начислять Рогозиной А.А. платежи по утилизации ТБО и обратном взыскании уплаченных истицей платежей по утилизации бытовых отходов подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты который был освобожден, истец взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины в размере и порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, и подлежит взысканию с ответчика. Учитывая, что прокурором были заявлены как требования имущественного характера (о взыскании ... рублей 05 копеек), так и требования неимущественного характера, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере ... рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Рогозиной А.А. к ООО ... удовлетворить.

Признать незаконными действия ответчика ООО ... по установлению платы по утилизации твердых бытовых отходов с Рогозиной А.А..

Обязать ООО ... не начислять Рогозиной А.А. плату за утилизацию твердых бытовых отходов.

Взыскать с ООО ... в пользу Рогозиной А.А. ... рублей 05 копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью ... госпошлину в размере ... руб. в доход бюджета МО ....

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Г.А. Чеснокова

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2012г.