О возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО.



Дело 2-27/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Октябрьский 14 февраля 2012 года.

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика – администрации МО ... Лютова М.Д., представителя ответчика – ООО ... Коноплёвой А.Н.,

при секретаре Бова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., к ООО ... о возложении обязанности реконструировать водонапорную башню,

установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., а именно: устранить нарушение конструктивной целостности пожарного водоема, расположенного п. ...;

отремонтировать горловину и крышки пожарных водоемов, расположенных в п. ...;

оборудовать вторыми крышками горловины пожарных водоемов, расположенных в п. ...;

оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды к пожарным водоемам, расположенным в п. ...;

установить указатели с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, у водоисточников, расположенных в п. ...;

заполнить в полном объеме пожарные водоемы, расположенные в пос. ...;

приспособить для отбора воды пожарной техникой водонапорные башни, расположенные в пос. ....

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в согласно информации ГКУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы ...» от ...г. ... администрацией МО ... допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности при обеспечении противопожарного состояния источников пожаротушения. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения. На территории МО ... имеются указанные источники наружного противопожарного водоснабжения. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела и.о. прокурора Устьянского района Архангельской области отказался от исковых требований в части устранения нарушений конструктивной целостности пожарного водоема, расположенного п. ...; ремонта горловины и крышки пожарных водоемов, расположенных в п. ...; оборудования вторыми крышками горловин пожарных водоемов, расположенных в п. ...; оборудования подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды к пожарным водоемам, расположенным в п. ...; установки указателей с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, у водоисточников, расположенных в п. ...; заполнения в полном объеме пожарных водоемов, расположенных в пос. .... Определением суда от ...г. производство по гражданскому делу в части указанных исковых требований прекращено.

В ходе судебного разбирательства прокурор Устьянского района Архангельской области изменил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика ООО ..., заявил требования:

- возложить на администрацию МО ... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., а именно: обеспечить приспособление для отбора воды пожарной техникой водонапорной башни, расположенной в ..., в соответствии с действующим законодательством

- возложить на ООО ... обязанность реконструировать водонапорную башню, расположенную в ...: приспособить для отбора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Определением суда ООО ... привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. уточненные исковые требования, заявленные к администрации МО ... и ООО ... поддержала. Суду пояснила, что водонапорная башня по ул. ... не приспособлена для отбора воды пожарной техникой. Территория, на которой находится указанная водонапорная башня, не обеспечена необходимым количеством пожарных водоемов, что является нарушением законодательства. Согласно концессионному соглашению от ...г. указанная водонапорная башня передана муниципальным образованием ..., от имени которого выступала администрация МО ... в ООО .... Поскольку указанная водонапорная башня не приспособлена, для отбора воды пожарной техникой, необходима ее реконструкция, что в соответствии с концессионным соглашением является обязанностью ООО ....

Представитель ответчика – администрации МО ... Лютов М.Д. исковые требования прокурора не признал, поскольку водонапорные башни переданы по концессионному соглашению ООО ..., согласно которому ремонт и модернизацию должно осуществлять ООО .... Водонапорная башня по ул. ... не приспособлена для отбора воды пожарной техникой, в связи с чем, требуется ее реконструкция. Считает, что данная обязанность должна быть возложена на ООО ....

Представитель ответчика ООО ... Коноплёва А.Н. исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что водонапорные башни, в том числе, водонапорная башня, расположенная по ул. ..., переданы ООО ... по концессионному соглашению от ...г.. При этом объекты, подлежащие реконструкции в соответствии с данным концессионным соглашением, перечислены в приложении ... к концессионному соглашению, в перечне этих объектов водонапорных башен нет. Соответственно у ООО ... не возникает обязанность по реконструкции указанной водонапорной башни. Кроме того, указанная в иске водонапорная башня предназначена для питьевого водоснабжения. Забор воды из данной водонапорной башни для других целей, приведет к нарушению водоснабжения населения.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Летавину А.Ю., представителя ответчика – администрации МО ... Лютова М.Д., представителя ответчика ООО «... Коноплёву А.Н., специалистов, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Далее - Закон «О пожарной безопасности») - «требования пожарной безопасности» - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 2 Закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Кроме этого, частью 3 ст. 20 Закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии со ст. 3 Закона «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее – Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 9 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Областного закона Архангельской области № 86-5-ОЗ от 20.09.2005 г. «О пожарной безопасности в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в сфере пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и границах городских округов Архангельской области.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (абз.5 ст.21 Закона)

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) гласит, что пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента на территории населенных пунктов обязательно наличие источников противопожарного водоснабжения, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Согласно пунктам 11, 94 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), на органы местного самоуправления возложены обязанности в пределах своей компетенции реализовывать меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях, в том числе по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории МО ..., по адресу: ..., расположена водонапорная башня, которая не приспособлена для отбора воды пожарной техникой. Данные обстоятельства установлены при непосредственном осмотре судом объекта наружного противопожарного водоснабжения – водонапорной башни, расположенной по ул. ..., а также подтверждаются показаниями специалистов, информацией от ...г. ..., предоставленной ГКУ Архангельской области «ОГПС ...».

Согласно Закону Архангельской области от 20.12.2006 г. № 307-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... и муниципальными образованиями ...» собственником указанной водонапорной башни является муниципальное образование ....

Судом установлено, что в соответствии со ст. 3 ФЗ № 115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» (далее- закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.) между муниципальным образованием ... (Концедент) и ООО ... (Концессионер) ...г. заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, относящихся к объектам. Согласно указанному концессионному соглашению, Концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения в соответствии с Программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского поселения ... на период 2010-2015 г.г., а Концедент обязался предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования Объекта соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения согласно разделу II, является комплекс муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры МО ..., который подлежит реконструкции. В состав указанного муниципального имущества, в том числе входит и водонапорная башня по ул. ..., что также подтверждается актом приема-передачи объектов (приложения ..., ... к концессионному соглашению от ...г.).

Указанным концессионным соглашением сторонами определены порядок владения и пользования объектами водоснабжения и порядок их содержания.

Согласно п. 5.1 Концессионного соглашения, Концессионер обязан принимать все необходимые меры в отношении переданного ему имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств этого имущества.

Как следует из справки, предоставленной ООО ..., на обслуживании и в эксплуатации общества находится водонапорная башня, расположенная на улице .... Данная водонапорная башня предназначена для водоснабжения населения.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с пунктами 9, 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. объектами концессионного соглашения, в том числе являются гидротехнические сооружения; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения.

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (ст. 3 ФЗ № 115).

В соответствии с п.п. 12, 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых Концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления Концедентом Концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении.

На основании изложенного довод представителя ответчика - ООО ... Коноплёвой А.Н. о том, что, в соответствии с концессионным соглашением у ООО ... не возникает обязанности по реконструкции водонапорной башни по ул. ..., поскольку данный объект не включен в перечень объектов подлежащих реконструкции, согласно приложению ... к соглашению, является несостоятельным, поскольку концессионным соглашением прямо предусмотрено, что Концессионер обязуется реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе ... соглашения, в том числе и водонапорную башню по ул. ....

Довод представителя ответчика – ООО ... о том, что реконструкция водонапорной башни с целью создания условий забора воды пожарной техникой может привести к нарушению водоснабжения населения, является необоснованным и опровергается представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании, и не опровергается объяснениями представителей ответчиков и свидетелей.

Так, специалист ФИО1 в судебном заседании пояснил, что все водонапорные башни, расположенные в ..., в том числе водонапорная башня, расположенная по ул. ..., возведены по типовому проекту ТП-901-5-29 «Унифицированные водонапорные башни заводского изготовления». Данные башни предназначены для регулирования и равномерного водопотребления населения, а также для создания резервного и противопожарного запаса воды. При этом, для использования водонапорных башен для средств пожаротушения, башни должны быть оборудованы трубопроводом, на который устанавливается стояк диаметром 70 мм. с двумя запорными вентилями и соединительными головками. Трубопровод в нижней части подсоединяется к башне, а на расстоянии 10 метров выводится в колодец, в котором и устанавливается гидроколонка для забора воды, к которой впоследствии подключается пожарная машина. Забор воды пожарной машиной не должен повлиять на водоснабжение населения, поскольку объем забираемой пожарной машиной воды составляет 2 м 3, в то время, как объем воды в водонапорной башне 25 м3. Водонапорная башня, расположенная в ... для отбора воды пожарной техникой не приспособлена.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности не устранены. В связи с тем, что администрация МО ... до настоящего времени не обеспечила первичные меры пожарной безопасности в границах МО, в части обеспечения приспособления для отбора пожарной техникой водонапорной башни, расположенной в ..., а ООО ... не устранила отмеченные нарушения пожарной безопасности по водонапорной башне, не реконструировала ее, чтобы приспособить для отбора воды пожарной техникой, прокурор обратился в суд с требованием о возложении на администрацию МО ... обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО ..., и к ООО ... об обязании реконструировать водонапорную башню.

Согласно п.89, п.95 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью), водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, водонапорная башня по ул. ..., находится в управлении ООО ... на основании концессионного соглашения, при этом она, как источник первичных мер пожарной безопасности, не приспособлена для отбора воды пожарной техникой.

В связи с изложенным, в судебном заседании установлено, что администрацией МО ... не исполняются требования пожарной безопасности, в части обеспечения приспособления для отбора воды пожарной техникой водонапорной башни по ул. .... Тот факт, что указанная водонапорная башня по ул. ... передана в соответствии с концессионным соглашение ООО ..., не освобождает администрацию МО ... от обязанности по обеспечению первичными мерами пожарной безопасности в границах населенного пункта ..., в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, соответствующих требованиям пожарной безопасности. При этом ООО ... не исполняются требования пожарной безопасности при содержании и обслуживании объекта противопожарного водоснабжения – указанной водонапорной башни.

Таким образом, исследованными судом доказательствами подтверждается, что данная водонапорная башня как источник первичных мер пожарной безопасности в границах МО ... содержится ненадлежащим образом. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что непринятие ответчиками мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных п.95 ППБ 01-03, создает препятствия в целях пожаротушения осуществлять забор воды пожарной техникой с водонапорной башни, расположенной в пос. ..., в любое время года. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах МО ..., а именно: обеспечить приспособление для отбора воды пожарной техникой водонапорной башни, расположенной в пос. ... в соответствии с действующим законодательством.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью ... обязанность реконструировать водонапорную башню, расположенную в пос. ..., приспособив ее для отбора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью ... в доход бюджета ... муниципального района государственную пошлину в сумме ... рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Судья И.А. Заостровцева.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года.