Дело № 2-83/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустиной Е.В., истца Ипатовой Т.П., представителя ответчика ГБУЗ ... Федоровой Н.В. и Корелина Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Ипатовой Т.П. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения ... о взыскании заработной платы, УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов Ипатовой Т.П. к ГБУЗ ... о взыскании недоначисленной заработной платы в размере ... руб. 53 коп., ссылаясь на незаконность действий работодателя по начислению и выплате заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом № 106-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), на который должен начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем Ипатовой Т.П. недоначислена заработная плата ... руб.- за октябрь, ... руб.- за ноябрь, ...-за декабрь. В судебное заседание прокурор представил уточненные исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу Ипатовой Т.П. задолженность в размере ... руб.53 коп. за период с ...г. по ...г.. Помощник прокурора Устьянского района Капустина Е.В.настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что предоставленный к иску расчет недоначисленной заработной платы производился из минимального размера оплаты труда, установленного в Архангельской области. Истец Ипатова Т.П. исковые требования поддержала, пояснила, что выполняет обязанности сестры –хозяйки ... участковой больницы на 0,5 ставки с базовым окладом -... руб. районным коэффициентом -20%, северной надбавкой -50%, надбавкой по стажу работы в учреждениях здравоохранения -30%, заработная плата ей начисляется и выплачивается в пределах МРОТ по Архангельской области (... руб.) и работы на 0,5 ставки, то есть не ниже ... руб.50 коп., считает, что заработная плата должна начисляться исходя из МРОТ, на который должен начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Представитель ответчика ГБУЗ ... Федорова Н.В.с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, начисление заработной платы производится в соответствии с требованиями трудового законодательства. Определение Верховного суда РФ, принятое по конкретному делу, не является законодательным актом. Истец получает заработную плату, которая соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному в Архангельской области, размер которого определен с учетом условий проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Полагает, что предлагаемая прокурором методика исчисления заработной платы: начисление районного коэффициента и северной надбавки к совокупной заработной плате, начисленной до установленного ФЗ МРОТ, противоречит действующему трудовому законодательству. Считает, что применение предложенной прокурором методики приведен к дискриминации других работников, выполняющих более квалифицированную работу, заработная плата которых незначительно превышает уровень МРОТ. Также пояснила, что в том случае, если бы данный вопрос был законодательно урегулирован, сумма недоначисленной Ипатовой Т.П. заработной платы за период с октября по декабрь ... года составила бы согласно предоставленного ГБУЗ ... расчета ... руб. 17 коп. исходя из МРОТ, установленный на территории России. Представитель ответчика Корелин Н.Ф. доводы представителя ГБУЗ ... Федоровой Н.В. поддержал, также полагает, что требования прокурора не основаны на действующем трудовом законодательстве. Заслушав помощника прокурора, истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокурор обратился с иском в защиту интересов гражданина в рамках предоставленных ему законом полномочий, в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, поскольку истец Ипатова Т.П. обратилась в прокуратуру за защитой нарушенных трудовых прав. В соответствии с Конституцией РФ, а также ст. 2 ТК РФ работник имеет право на судебную защиту в случае нарушение его права на своевременную и в полном размере выплату заработной платы. Судом установлено из трудового договора ... от ...г., приказа от ...г. ... (л.д.19-20), других материалов дела, и не оспаривается сторонами, что Ипатова Т.П. работает с ...г. в должности сестры-хозяйки ... участковой ГБУЗ ... на 0,5 ставки с базовым окладом ... руб.(... руб.- при 0,5 ставки), условиями оплаты труда предусмотрен районный коэффициент-20%, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях-50%, надбавка за продолжительность непрерывного стажа работы в учреждениях здравоохранения-30%. На основании приказа МУЗ ... от ...г. в связи с увеличением фонда оплаты труда всем работникам, в том числе и Ипатовой Т.П. с ...г. установлена надбавка за напряженность труда в размере 15 % от начисленной заработной платы. Судом установлено, что в спорный период с ...г. по ...г., согласно предоставленным в дело расчетным листкам, начисленная заработная плата истца, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом районного коэффициента и северной надбавки составила: в октябре - ... руб. (что соответствует 50% МРОТ, установленного в Архангельской области в размере ... руб., в том числе: ... руб. доп., которые удержаны в ноябре, как ошибочно начисленные, удержание не оспорено); в ноябре - ... руб.(что соответствует 50% МРОТ, установленного в Архангельской области в размере ... руб.), в том числе: ... руб. (доплата до минимальной заработной платы); в декабре ... руб., (что выше 50% МРОТ, установленного в Архангельской области, на ... руб.), в том числе: ... руб. (прочие начисления). Суд приходит к выводу, что данный порядок начисления заработной платы не соответствует действующему трудовому законодательству. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда), как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Статьей 133.1 ТК РФ установлено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу главы 50 ТК РФ коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст.7, ч. 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 г. (с изменениями) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в РФ в сумме 4611 рублей. В Архангельской области заключено трехстороннее соглашение между администрацией Архангельской области, представителями профсоюзов и работодателей (в ред. Дополнительного соглашения от 01.07.2011) (далее-Соглашение), согласно которому в Архангельской области установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 675 руб. для работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями (физическими лицами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории Архангельской области, за исключением работников организаций, финансируемых из средств федерального бюджета. Как установлено судом, в спорный период заработная плата истца состояла из оклада-( 0,5 ставки ... руб.), 30% стажевых, на которые начислялись районный коэффициент и северная надбавка, на данную сумму в ноябре и декабре ... года начислялась надбавка за напряженность- 15 %, и затем производилось начисление доплаты до минимального размера оплаты труда, установленного соглашением между администрацией Архангельской области, представителями профсоюзов и работодателей. Суд приходит к выводу, что такой порядок начисления заработной платы производится в нарушение приведенных выше правовых норм. Размер МРОТ, установленный Соглашением, применению не подлежит по причине его противоречия федеральному законодательству (Трудовому кодексу РФ), поскольку за вычетом районного коэффициента в размере 20 % и северной надбавки в размере 50% установленный минимальный размер оплаты труда значительно меньше, чем МРОТ по РФ. Таким образом, суд считает ошибочным довод ответчика о том, что районный коэффициент и северная надбавка учтены в МРОТ, установленном в Архангельской области. Прокурором представлен расчет сумм недоначисленной истцу заработной платы за спорный период, указанный расчет является арифметически неверным, и не основанным на законе, поскольку при расчете применен МРОТ, установленный Соглашением по Архангельской области. Суд принимает за основу расчет, предоставленный ответчиком, как соответствующий фактическим обстоятельствам дела и закону, согласно которому за период с октября по декабрь ... года с учетом работы истца на 0,5 ставки, 30 % стажевых, 15 % надбавки за напряженность (с ноября ... г.), с учетом доплаты до ... руб.( МРОТ в РФ -... руб. х 0,5) и начислением на указанную сумму 50% северной надбавки и 20 % районного коэффициента, недоначисленный размер заработной платы составляет ... руб., полагаемый к выдаче (то есть за минусом НДФЛ) составляет ... руб. 17 коп., в том числе : октябрь- ... руб., ноябрь- ... руб., декабрь- ... руб. Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и полагает иск подлежащим удовлетворению о взыскании заработной платы за период с октября по декабрь 2011 года в заявленном истцом размере- ... руб.53 коп. Доводы представителей ответчика о том, что применение указанной методики начисления заработной платы приведет к дискриминации прав других работников суд не принимает, как не основанные на законе. В соответствии с Конституцией РФ и ст. 2 ТК РФ каждому гражданину гарантировано право на судебную защиту в случае нарушения его трудовых прав. На основании ст. 211 ГПК РФ решение о взыскании заработной платы подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 подп. 1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход бюджета МО «... подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Ипатовой Т.П. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения ... о взыскании заработной платы - удовлетворить. Взыскать в пользу Ипатовой Т.П. с государственного бюджетного учреждения здравоохранения ... заработную плату за период с ...г. по ...г. в размере ... руб. 53 коп. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения ... в доход бюджета МО ... государственную пошлину в размере ... рублей. Решение о взыскании заработной платы обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья А.М.Рогачева