Дело № 2-120\2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 апреля 2012 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Федоровой Л.Н., с участием представителя истца- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Коробовой А.Г., представителя ответчика- ООО «... Коноплевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «... о возложении обязанности осуществлять водоподготовку питьевой воды, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской Области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах ( далее- ТО Управления) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ООО ... (далее ООО ...) о признании действий ООО ... по организации подачи некачественной питьевой воды в жилые дома и водоразборные колонки п. ... противоправными, возложении обязанности на ООО ... осуществлять водоподготовку питьевой воды до её подачи в жилые помещения (в дома, присоединенные к сети водоснабжения) и водоразборные колонки п. ... через присоединенную сеть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и которая должна иметь благоприятные органолептические свойства в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В обоснование своих требований истец пояснил, что питьевое водоснабжение населения п.... осуществляется ответчиком на основании концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства от ...г. с администрацией МО .... Согласно акту плановой проверки ТО Управления Роспотребнадзора деятельности ООО ..., в т.ч. и по холодному водоснабжению жителей п. ... от ...г. и по данным протоколов лабораторных исследований филиала ... ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от ...г. №... и экспертного заключения филиала ... ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» от ...г. ... пробы питьевой воды не соответствовали требованиям п. 3.1; п. 3.2; п. 3.4; п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям жесткости, мутности, содержания железа, сульфатов. Согласно п. 2.2 Устава ООО ... одним из видов деятельности общества является управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, а также сбор, очистка и распределение воды. Ответчиком не приняты все предусмотренные законодательством РФ меры в обеспечении населения качественной питьевой водой. При подаче ответчиком питьевой воды, не отвечающей требованиям гигиенических нормативов, создается угроза жизни и здоровья населения и нарушает конституционное право на охрану здоровья населения. В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Коробова А.Г. исковые требования поддержала, привела доводы аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что ответчик, как организация, эксплуатирующая систему водоснабжения и обеспечивающая подачу питьевой воды в жилые дома, для улучшения качества воды имеет право использовать различные возможные средства водоподготовки, в том числе использовать фильтры для очистки воды, реагенты и прочие средства. Представитель ответчика Коноплева А.Н. иск не признала, пояснила, что сооружения водоснабжения переданы обществу собственником по концессионному соглашению без системы очистки воды. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» ответственность по организации водоснабжения населения в п. ... несут органы местного самоуправления МО .... Меры по очистке воды могут быть приняты непосредственно в быту гражданами. По некоторым показателям допустимые нормы содержания веществ в воде могут быть увеличены. Третье лицо- администрация МО ... представителя в судебное заседание не направил, просили рассмотреть дело без участия представителя, иск поддержали. На основании ст.167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. Заслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Архангельской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Согласно п.п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 06 апреля 2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» названная федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории ... района служба представлена территориальным отделом в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах, который возглавляет начальник, являющийся главным государственным санитарным врачом. Иск предъявлен заместителем ТО Управления на основании ст.46 ГПК РФ, п.1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», в силу которых главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в защиту неопределенного круга лиц в случае нарушения санитарного законодательства. На основании ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Суд установил, что во исполнение указанных полномочий администрация МО ... от имени МО ... заключила ...г. с ООО ... концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, по которому МО ... предоставило ООО ... права владения и пользования объектами соглашения, определен порядок владения и пользования и порядок содержания переданного имущества. Согласно приложению ... объектами концессионного соглашения от ...г. в том числе являются сооружения водоснабжения: артезианские скважины, водопровод в .... В соответствии с п.1.1, п.7.3 Соглашения Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество в соответствии с Программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского поселения Октябрьское на период 2010-2015 годы и осуществлять хозяйственную деятельность с использованием объекта соглашения, обязан осуществлять деятельность по эксплуатации имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ. Срок действия соглашения - по 31 декабря 2015 г. Согласно п. 2.2. Устава ООО «... одним из видов деятельности общества является управление объектами жилищно - коммунального хозяйства, а также сбор, очистка и распределение воды. Таким образом, ООО ... является организацией, осуществляющей деятельность по оказанию населению услуг водоснабжения жилых домов и объектов социального назначения в ..., то есть исполнителем по оказанию жилищно-коммунальных услуг. В соответствии со ст. ст. 4, 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать потребителю товар, выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации 23.05.2006 Правительством РФ издано Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 3 Правил "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 9 указанных Правил исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, при этом обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями. В силу ст. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. В соответствии со ст.ст.18-19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Статьей 11 указанного закона установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. При эксплуатации систем водоснабжения обязательным является соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24. В соответствии с п.3.2, п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды определяется по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2). В соответствии с п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2. В пункте 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 дается содержание понятия «ПДК», под которым понимается максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления. На основании пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В силу п. 2.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам. На основании вышеизложенного ответчик является организацией, эксплуатирующей объекты системы питьевого водоснабжения на территории п.... и обязан обеспечить соответствие качества питьевой воды, подаваемой потребителям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, на ООО ... возложена организация очистки и подачи питьевой воды в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, то есть с обеспечением в натуре качества питьевой воды, отвечающей гигиеническим требованиям по обобщенным, органолептическим показателям, показателям химического состава, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01. Судом установлено, что ответчиком ООО ... питьевое водоснабжение населения поселка ... осуществляется с нарушением указанных норм. Согласно акту плановой проверки ТО Управления деятельности ООО ...», в т.ч. и по холодному водоснабжению жителей п. ... от ...г. и по данным протоколов лабораторных исследований филиала ... ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от ... г. №№ ... и экспертного заключения филиала ... ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» от ...г. ... пробы питьевой воды не соответствуют требованиям п. 3.1; п. 3.2; п. 3.4; п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по следующим показателям: .... Данные результаты проб и экспертного заключения ответчиком не оспариваются. Данные результаты проб и экспертного заключения не опровергаются показаниями свидетеля – главного инженера ООО ... ФИО1 Свидетель показал, что система водоснабжения поселка ... имеет 5 водопроводных сетей, каждая из которых имеет несколько водозаборов, состав воды которых различный. Все водозаборы являются подземными источниками, при их возведении были рассчитаны на подачу воды без очистки. Обеспечение мер очистки на каждом водозаборе экономически нецелесообразно, необходимо строить единую систему водоснабжения, предусматривающую систему очистки. Указанные свидетелем обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности в соответствии с требованиями закона обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75 Правил). Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Из постановления ... от ...г. следует, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению ООО ... привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере ... рублей. Законный представитель юридического лица вину признал, с нарушениями согласился. Постановление вступило в законную силу. Представителем ответчика соответствующих доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по обеспечению соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, не предоставлено. Как показал свидетель ФИО1, ранее вопрос о качестве воды никогда не поднимался и ООО ... какие-либо мероприятия по улучшению качества воды не проводило. Суд приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств ответчиком, в суд не представлено, судом таких обстоятельств не установлено. Доводы представителя ответчика о том, что сооружения водоснабжения переданы обществу собственником по концессионному соглашению без системы очистки воды, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с требованиями закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» ответственность по организации водоснабжения населения в п. ... несут органы местного самоуправления МО ..., так как судом установлено, что в силу своих полномочий администрация МО «... по концессионному соглашению передала ООО ... сооружения водоснабжения с правом владения и пользования, определен порядок владения и пользования, в том числе и по вопросам содержания имущества, общество обязалось осуществлять хозяйственную деятельность с использованием объекта соглашения в соответствии с требованиями законодательства РФ. Доводы ответчика о том, что меры по очистке воды могут быть приняты непосредственно в быту гражданами, суд не принимает, поскольку не основаны на указанных выше требованиях закона об обеспечении юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. Также не состоятельны доводы представителя ответчика о том, что по некоторым показателям допустимые нормы содержания веществ в воде могут быть увеличены, так как соответствующих мер по решению данного вопроса ответчик не принимал, данная мера могла носить только временный характер при наличии плана мероприятия по улучшению качества водоснабжения. Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской Области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Признать действия ООО ... по организации подачи некачественной питьевой воды в жилые дома и водоразборные колонки п. ... незаконными. Возложить на общество с ограниченной ответственностью ... обязанность осуществлять водоподготовку питьевой воды до её подачи в жилые помещения (в дома, присоединенные к сети водоснабжения) и водоразборные колонки п. ... через присоединенную сеть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и которая должна иметь благоприятные органолептические свойства в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ... в доход ... муниципального района государственную пошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий судья- А.М.Рогачева Мотивированное решение принято судом 17 апреля 2012 года. Председательствующий судья- А.М.Рогачева