Дело № 2-158/2012 именем Российской Федерации 10 мая 2012 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием истца Никулиной Н.А., представителя истца-адвоката Виноградова В.В., представителя ответчика Управления образования администрации МО ... - Романовой О.И., представителя ответчика ГБУ Архангельской области ... - Кононова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску Никулиной Н.А. к Управлению образования администрации МО ..., ГБУ Архангельской области ... о признании права на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для педагогических работников, на всех членов её семьи и возложении обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг без учета нормативов потребления оказанных услуг, УСТАНОВИЛ : Никулина Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации МО ... о признании за ней права на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для педагогических работников, на всех членов её семьи, проживающих с ней, мотивировав требования тем, что работала в ... детском доме-интернате с ...г. в должности музыкального руководителя, затем с ... г. в должности воспитателя, ...г. по достижению 25- летнего педагогического стажа ей назначена пенсия, на день установления (назначения) пенсии она в полном объеме пользовалась льготами по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, предусмотренными для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», льготы также распространялись на членов её семьи и не ограничивались какими-либо нормами, однако с ...г. льготы стали выплачиваться в соответствии с установленными нормативами по Закону Архангельской области от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"( далее- N 52-4-ОЗ), Управлением образования администрации МО ... ей отказано в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для педагогических работников, по причине того, что на момент выхода на пенсию учреждение, в котором она работала, не являлось образовательным, истец считает, что ... дом-интернат до ... года (до переименования в ГУ ...) относился к образовательным учреждениям, поскольку в цели и предмет деятельности учреждения входила, в том числе организация получения образования детьми-инвалидами, учреждение реализовывало образовательные программы, оплата труда воспитателей производилась по тарифной сетке педагогических работников, проводилась аттестация педагогических работников учреждения по документам Департамента образования администрации Архангельской области, организовывались периодические курсы на базе института подготовки и повышения квалификации работников образования, общий стаж работы истца в данном учреждении, расположенном в сельской местности, (поселке городского типа), составляет более 10 лет, на день установления (назначения) пенсии истец имела право на меры социальной поддержки как педагогический работник образовательного учреждения, это дает ей право на пенсии получать льготы в соответствии с ФЗ «Об образовании» и областным законом от 27 апреля 2006 года №168-10-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее- №168-10-ОЗ) через Управление образование администрации МО «... без ограничений по социальной норме площади жилья, не зависимо от ведомственной подчиненности образовательного учреждения, в котором она осуществляла педагогическую деятельность. В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца в качестве ответчика по делу привлечено ГБУ Архангельской области ..., истец уточнила исковые требования, просила признать за ней право на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для педагогических работников, на всех членов семьи, проживающих с ней, обязать ответчиков предоставить указанные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг без учета нормативов потребления оказанных услуг. В судебном заседании истец Никулина Н.А. требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Представитель истца Виноградов В.В. требования и доводы иска поддержал, пояснил, что в соответствии с ФЗ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В Октябрьском детском доме-интернате в соответствии с Уставом реализовывались образовательные программы. На день установления пенсии истец имела право на меры социальной поддержки как педагогический работник, что дает право получать ей льготы в полном объеме без учета нормативов в силу ФЗ «Об образовании», областного закона № 168-10-ОЗ, предоставление льгот по нормативам ухудшило правовое положение истца. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ ( Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П,от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.) изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем их не должен уменьшаться. Представитель ответчика Управления образование администрации МО ... Романова О.И. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что у Никулиной Н.А. отсутствуют основания для включения в список педагогов на предоставление мер социальной поддержки на основании областного закона № 168-10-ОЗ в связи с тем, что данный закон распространяется на педагогических работников образовательных учреждений. Учреждение, в котором работала истец, является медико-социальным учреждением и меры социальной поддержки для педагогического персонала государственного учреждения системы социальной защиты населения устанавливаются областным законом от 22.06.2005 г. № 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Аттестация педагогических работников учреждений социального обслуживания системы социальной защиты населения области, прохождение курсов повышения квалификации проводились на основании совместного приказа Департамента образования и Управления социальной защиты населения от 11.02.2003 г. и не свидетельствует о том, что дом-интернат был образовательным учреждением. Представитель ответчика ГБУ Архангельской области ... Кононов Н.Н. с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что интернат никогда не являлся образовательным учреждением, учреждение всегда было медико-социальным, до принятия ФЗ № 52-4-03 от 22.06.05г.2005г. льготы предоставлялись на основании постановления Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов № 400 от 27 марта 1986 года «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства». Третьи лица - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, а также Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования не поддержали по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что у Никулиной Н.А. имеется совокупность условий для получения мер социальной поддержки, закрепленных областным законом №52-4-ОЗ, оснований для предоставления льгот как педагогическому работнику образовательного учреждения не имеется, так как истец являлась работником учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц- Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Суд, заслушав истца, представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска на основании следующего. В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, в том числе копией трудовой книжки, что Никулина Н.А. работала в Октябрьском детском доме интернате: с ...г. музыкальным работником, ...г. переведена воспитателем. Никулиной Н.А., ...г. г.р., с ...г. назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью. Отнесение Никулиной Н.А. к категории педагогических работников ответчиками не оспаривается, подтверждается материалами дела, однако доводы истца о том, что она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, поскольку в цели и предмет деятельности Октябрьского дома-интерната входила, в том числе организация получения образования детьми-инвалидами, учреждение реализовывало образовательные программы, оплата труда воспитателей производилась по тарифной сетке педагогических работников, проводилась аттестация педагогических работников учреждения по документам Департамента образования администрации ..., не могут быть приняты во внимание судом как не основанные на законе и фактических обстоятельствах. В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Из п.1.1.Устава ГУ ..., других материалов дела, следует, что учреждение, созданное решением исполнительного комитета Архангельского областного Совета депутатов трудящихся от ...г. как ... детский дом-интернат, несколько раз реорганизовывалось: по постановлению от ...г. администрации МО «...» -в ГУ социального обслуживания системы социальной защиты населения ...», по распоряжению Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области №272-р от 27 ноября 2002 года учреждение переименовано в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания ..., приказом Департамента социальной защиты населения Архангельской области от 07 июня 2007 года №176 учреждение переименовано в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения ..., на основании распоряжения администрации Архангельской области от 05 июня 2009 года №201-ра/24 учреждение переименовано в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения ..., распоряжением Правительства Архангельской области от 28 декабря 2010года №688-рп - в государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области ..., на основании п.1.3, п.1.10 Устава учредителем учреждения является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, место нахождения: .... Таким образом, на момент назначения пенсии Никулина Н.А. работала в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания ... (учредитель- Управление социальной защиты населения администрации Архангельской области), общий стаж работы Никулиной Н.А., работающей и проживающей в п...., в данном учреждении, расположенном в поселке городского типа, составляет более десяти календарных лет. Однако из наименований учреждения, уставов учреждения в редакциях 2004г., 2007г., 2011г. следует, что оно относилось и относится к системе социальной защиты населения, образовательным не являлось. Так согласно п.1.5 устава Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «... (редакция 2004 года) учреждение является медико-социальным, предназначенным для постоянного, временного проживания детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста, нуждающихся также в обучении, воспитании, социально-трудовой адаптации. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1"Об образовании" во второй главе не только дает понятие образовательного учреждения (учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников), но и понятие системы образовательных учреждений, устанавливает требования и к учредителям образовательного учреждения и к уставу. Так, в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; др. ( ст.13) Таким образом, реализация учреждением образовательных программ не является единственным критерием для отнесения учреждения к образовательному. На основании изложенного судом установлено, что истец Никулина Н.А. на момент выхода на пенсию в связи с педагогической деятельностью являлась воспитателем государственного стационарного учреждения социального обслуживания, расположенного в поселке городского типа, то есть относится к категории педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания. Доводы истца и представителя истца о том, что на момент выхода на пенсию и до мая ... года она пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренными законодательством РФ для педагогических работников образовательных учреждений, а именно в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», и в связи с этим за ней сохраняется право на указанные льготы при выходе на пенсию, суд не принимает, как не основанные на законе. Согласно абзацу третьему пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено педагогическим работникам образовательных учреждений. Таким образом, федеральный законодатель не распространил действие этой нормы на педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания. Судом установлено, что ранее работники учреждений государственной системы социальных служб, работающие и проживающие в сельской местности или поселках городского типа, в том числе и педагогические работники этих учреждений, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением на основании Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства" в соответствии с п.7 которого Советам Министров союзных республик, исполкомам сельских и поселковых Советов народных депутатов предписывалось предоставлять бесплатно руководящим, медицинским, педагогическим работникам, старшим мастерам и мастерам производственного обучения училищ - интернатов, техникумов - интернатов, профессионально - технических училищ, домов - интернатов, санаториев, школ - интернатов и дошкольных учреждений для детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, находящихся в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках), и проживающим совместно с ними членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Установленные льготы сохранялись за указанными работниками, перешедшими на пенсию, а также за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы в училищах - интернатах, техникумах - интернатах, профессионально - технических училищах, домах - интернатах, санаториях, школах - интернатах и дошкольных учреждениях для детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составлял не менее 10 лет. В дальнейшем право работников учреждений государственной системы социальных служб, работающих и проживающих в сельской местности или поселках городского типа, в том числе педагогических работников этих учреждений, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением было предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и частью 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", распространявшей на них льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, в том числе и льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании". Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 36 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (статья 56) и статью 25 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (статья 65) внесены изменения, в частности, с 1 января 2005 года отменены льготы по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением. Согласно статье 36 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Согласно пунктам «е», «ж», «к», ст. 72 и пунктам 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В силу Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" положения законодательных актов, указанных в статье 2 об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ( в том числе определенным подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании") применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года (ст. 6). Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением проживающим в сельской местности работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания, в том числе осуществляющим педагогическую деятельность в виде непосредственного осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних, были отменены с 1 января 2005 года (пункты 56 и 65). Статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года) и статьей 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" с 1 января 2005 года определение и осуществление мер социальной поддержки работников, в том числе непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, государственных учреждений социального обслуживания населения отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. В связи с этим субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки вышеназванной категории граждан, а также размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки. Для установления мер социальной поддержки квалифицированным специалистам областных государственных учреждений, в том числе вышедшим на пенсию (включая педагогических работников), работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также условия и порядок их предоставления, был принят Закон Архангельской области от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". На день назначения пенсии Никулиной Н.А. указанный закон ( за исключением ст.4, устанавливающей софинансирование из областного бюджета расходов муниципальных образований) вступил в законную силу. Согласно ст. 1 указанного закона (в действующей редакции) специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, областных государственных учреждений культуры и искусства, социальной защиты населения, государственной ветеринарной службы, образовательных учреждений (кроме педагогических работников), в том числе вышедшим на пенсию, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки: (в ред. законов Архангельской области от 27.04.2006 N 168-10-ОЗ, от 08.11.2006 N 276-13-ОЗ) - возмещение расходов по найму (поднайму), социальному найму, содержанию, ремонту жилого помещения, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (для собственника помещения в многоквартирном доме) в пределах установленной социальной нормы площади жилья (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); - возмещение расходов по оплате коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных постановлением Правительства Архангельской области; (в ред. законов Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ, от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ) - возмещение расходов по оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления, или бесплатное предоставление и доставка топлива в размере годовой потребности в пределах норм, установленных органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. (в ред. закона Архангельской области от 19.04.2007 N 351-17-ОЗ) Перечень должностей специалистов, на которых распространяется действие настоящего закона, утверждается указом Губернатора Архангельской области (в ред. закона Архангельской области от 23.09.2009 N 64-5-ОЗ) На основании ст.2 данного закона меры социальной поддержки распространяются на членов семьи специалиста, совместно проживающих с ним на данной жилой площади(в ред. закона Архангельской области от 27.09.2006 N 207-12-ОЗ). Меры социальной поддержки предоставляются специалистам, вышедшим на пенсию (независимо от вида пенсии), проживающим в сельской местности на территории Архангельской области, стаж работы которых в сельской местности на должностях, дающих право на меры социальной поддержки, составляет не менее 10 календарных лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на эти меры социальной поддержки. Денежные выплаты для возмещения расходов осуществляются по месту работы специалиста ежемесячно. По Постановлению Главы администрации Архангельской области от 05сентября 2005 года N 175 "Об утверждении Перечня должностей отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которым устанавливаются меры социальной поддержки") воспитатели областных государственных учреждений социальной защиты населения включены в указанный перечень. Суд приходит к выводу, что на момент выхода на пенсию Никулина Н.А. имела право на меры социальной поддержки по закону Архангельской области N 52-4-ОЗ. На федеральном уровне какой-либо иной нормативный правовой акт, который устанавливал бы право педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания, проживающих в сельской местности (поселках городского типа), на меры социальной поддержки в ином порядке и объеме, чем содержащиеся в указанных выше законах, в том числе в Законе Архангельской области N 52-4-ОЗ, не принят. Вместе с тем по смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, установленный Законом Архангельской области уровень обеспечения социальной поддержки в виде дополнительной меры социальной поддержки не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права истца. Из объяснений истца Никулиной Н.А. судом установлено, что вышеуказанные меры социальной поддержки (с учетом социальной нормы площади жилья) ей как работнику государственного учреждения социальной защиты населения в настоящее время предоставляются. Доводы истца о том, что она фактически до мая 2011 года получала меры социальной поддержки как педагогический работник без ограничения социальной нормой, не имеют правового значения, не свидетельствуют о том, что предоставление данных мер социальной поддержки было основано на действующем законодательстве. Доводы истца о том, что поскольку она выработала педагогический стаж и ей назначена трудовая пенсия как педагогическому работнику и соответственно она имела право при выходе на пенсию на сохранение мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников образовательных учреждений, не основаны на законе. Условия и порядок назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и условия и порядок и условия предоставления мер социальной поддержки специалистам социальных(в том числе осуществлявших педагогическую деятельность) регулируются разными нормативными правовыми документами, согласно которым из возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогическим стажем не следует право на меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников образовательных учреждений. Доводы истца и представителя истца о том, что истец имеет право на меры социальной поддержки на основании Закон Архангельской области от 27 апреля 2006 года N 168-10-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", не основаны на законе, поскольку указанный закон распространяется на педагогических работников образовательных учреждений, истец Никулина Н.А. не являлась педагогическим работником образовательного учреждения. Анализ правовых норм показывает, что право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по ФЗ «Об образовании» и по Закону Архангельской области от 27 апреля 2006 года № 186-10-ОЗ распространяются исключительно на педагогических работников образовательных учреждений. На основании совокупности вышеизложенного суд пришел к выводу, что истец не являлась работником образовательного учреждения, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам учреждений социального обслуживания в порядке и на условиях работников образовательных учреждений в настоящее время и на момент установления пенсии истцу законом не предусмотрено, на момент назначения пенсии Никулина Н.А. имела право на меры социальной поддержки по закону Архангельской области №52-4-ОЗ, как специалист государственного учреждения социальной защиты населения, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется, суд отказывает в удовлетворении исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Никулиной Н.А. к Управлению образования администрации МО ..., ГБУ Архангельской области ... о признании за ней права на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных законодательством РФ для педагогических работников, на всех членов её семьи и возложении обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные законодательством РФ для педагогических работников, без учета нормативов потребления оказанных услуг -отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий А.М. Рогачева