О признании незаконным бездействие при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования.



Дело 2-156/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Октябрьский 23 мая 2012 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А.,

с участием прокурора Устьянского района Архангельской области Пономарева Р.В., ответчика – администрации МО «...» в лице представителя Половникова А.А., третьего лица- Управления образования администрации МО «...» в лице представителя Софрыгина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «...» о признании незаконным бездействие при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории МО «...»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику администрации МО «...» о признании незаконным бездействие при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, не принятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории МО «...»,

Основанием исковых требований является, что в результате проверки прокуратурой Устьянского района по состоянию на ...г. установлено, что на территории района функционирует 39 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования. В очереди в учреждение образования состоит 139 человек, в том числе в п.... от 1,5 до 2- х лет - 39 детей, по селу 56 детей в возрасте от 1,5 до 2 лет, 44 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Родители детей не могут устроить детей в дошкольные учреждения в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием дошкольных образовательных учреждений в населенном пункте. Администрация МО «...» не расширяет сеть дошкольных учреждений, не обеспечивает общедоступность бесплатного дошкольного образования.

В судебном заседании прокурор Устьянского района Пономарев Р.В. поддержал заявленные требования.

Ответчик – администрация МО «...» исковые требования не признал. Представитель ответчика Половников А.А. суду пояснил, что полномочия по предоставлению бесплатного дошкольного образования в МО «...» передано Управлению образования. Администрацией МО «... и Управлением образования принимаются все возможные меры, направленные на реализацию общедоступности дошкольного образования: создаются дополнительные места в детских садах, увеличивается сеть дошкольных учреждений. В ... году перпепрофилированы в детские дошкольные учреждения 2 здания МОУ «...» (детский сад «...», детский сад «...»). Ведутся подготовительные работы по строительству детского сада на 220 мест в пос. .... Составлена долгосрочная целевая программа по ремонту образовательных учреждений на ... года, которая позволит открыть детский сад «...» в МО «...».Проводимые мероприятия по расширению сети дошкольных учреждений, увеличению мест в существующих детских учреждений указывает, что в действиях администрации МО «...» не содержится бездействия в решении вопросов дошкольного образования.

Третье лицо - Управление образования администрации МО «...» исковые требования поддержал. Представитель Управления образования Софрыгин В.С. суду пояснил, что Управление образования является структурой администрации МО «...», поэтому обязанность по организации дошкольного образования должна быть возложена на ответчика- администрацию МО «.... Очередность в детские дошкольные учреждения образовалась от комплекса причин: миграции населения, недостаточности мест в детских дошкольных учреждений, недостаточное финансирование. В настоящее время ведутся подготовительные работы по строительству детского сада на 220 мест в п...., строительство которого начнется в 2012году, составлена целевая программа по капитальному ремонту детских дошкольных учреждений, которая позволит провести ремонт в детских садах МО «...»,МО «...». Также планируется увеличить наполняемость групп по фактическому посещению, создать группу краткосрочного пребывании детей, группу присмотра в детских садах. Проводимые мероприятия позволят обеспечить детей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Заслушав прокурора Устьянского района Архангельской области Пономарева Р.В., представителя ответчика Половникова А.А., представителя третьего лица Софрыгина В.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, по устранению нарушений в ограничении прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст.45 и ст. 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах гражданина о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 05.01.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии со пп.10 п.1 ст. 10 Устава МО «...» к вопросам местного значения МО «...» относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Архангельской области.

В соответствии с п.2.2.1. «Положения «Об управлении образования администрации МО «...», задачами Управления образования является создание условий для реализации прав граждан на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Из указанного следует, что создание Управления образования по распоряжению главы администрации МО «...» ...г. ..., не освобождает администрацию МО «...» от обязанности решения вопросов организации предоставления бесплатного дошкольного образования.

Согласно информации, предоставленной Управлением образования администрации МО «...», существует очередность с ... года по обеспечению детей услугами дошкольного образования. На ... года 110 детей в Устьянском районе являются получателями пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, поскольку дети не устроены в детские образовательные учреждения. Наличие очередности в детские дошкольные учреждения ответчиком не оспаривается.

Статьей 43 Конституции РФ провозглашено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 31 ФЗ» Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из сообщения ГКУ Архангельской области «... по Устьянскому району» следует, что на ...г. получателями ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 6 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения, в связи с отсутствием свободных мест в государственных и муниципальных учреждениях и отсутствием таких учреждений в населенном пункте являются 103 получателя, на ...г. – 107 получателей.

Данные факты свидетельствуют о том, что в виду отсутствии возможности предоставления детям гарантированного ст.43 Конституции РФ доступного, бесплатного дошкольного образования на территории МО «...», родители лишены в полной мере возможности обеспечивать достойное содержание и воспитание детей.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет систему гарантии этого права - сохранение в достаточном количестве имеющихся дошкольных образовательных учреждений и при необходимости расширении их сети.

Исковые требования о возложении на администрацию МО «...» обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории МО «...» подлежат удовлетворению.

Из пояснения представителя Управления образования администрации МО «...» Софрыгина В.С., материалов дела, следует, 2 здания, переданные под начальную школу в п...., перепрофилированы в дошкольные учреждения, В МО «...» перепрофилированы в детские учреждения и образованы детский сад «...», детский сад «...», создаются дополнительные группы. Разработана муниципальная долгосрочная целевая программа ремонта образовательных учреждений МО «... на ... годы, в которую включен капитальный ремонт детских дошкольных учреждений. Получено положительное заключение повторной государственной экспертизы объекта капитального строительства- детского сада на ... мест в п.....

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Материалами дела подтверждается, что администрация МО «...» в соответствии с задачами, определенным Уставом, не исполняет в полной мере обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Устьянского муниципального района. Проводимые администрацией мероприятия являются недостаточными для обеспечения детей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях. Из показаний представителя Управления образования установлено, что возможно проведение иных организационных мероприятий: введение дополнительных мест по фактической наполняемости групп, создание групп краткосрочного пребывания, групп присмотра, что позволит обеспечить детей местами в детских дошкольных учреждениях. Недостаточность собственных средств МО «...» на организацию дошкольных учреждений, не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа. Бюджетный кодекс РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджетной системы, что возлагает на органы местного управления обязанность по обеспечению сбалансированности бюджета и эффективного использования бюджетных средств.(ст.10,15,14,28,29 БК РФ). Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.

Администрация МО «...» не исполнила возложенную обязанность в полной мере, имело место бездействие администрации при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ от уплаты госпошлины истец и ответчик освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «...» при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «...».

Возложить на администрацию МО «...» Архангельской области обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории МО «...».

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, с подачей апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Н.В.Васильева.