О признании незаконным бездействия администрации МО по неосуществлению дорожной деятельности и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения.



Дело № 2-292/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Октябрьский 27 июня 2012 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,

с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рузаева О.Н., представителя ответчика администрации МО ... Духанина Д.Н, при секретаре Рыжковой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения МО ...,

установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации МО ... по неосуществлению дорожной деятельности и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения МО .... Требования мотивированы тем, что вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Прокуратурой района по коллективному обращению жителей ..., опубликованному в газете «...» от ...г. проведена проверка исполнения администрацией МО ... законодательства о безопасности дорожного движения на территории МО .... В ходе которой установлено, что администрацией МО «... допущены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Отсутствие на указанных участках дороги местного значения удовлетворительной организации дорожного движения создает опасность для жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рузаев О.Н. требования прокурора и доводы, изложенные в иске, поддержал.

Представитель ответчика - администрации МО ... по доверенности Духанин Д.Н. иск признал частично. Не признал требования в части признания незаконным бездействия администрации МО «... по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО ... по ул. ... и .... Остальные исковые требования признал. Суду пояснил, что выявленные недостатки будут устранены в ближайшее время. Администрацией МО ... проведен запрос котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорог с гравийным покрытием на территории МО .... Кроме того, направлена заявка на организацию размещения заказа запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по прочистке и восстановлению профиля водоотводных канав в ....

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011), к вопросам местного значения поселений относится, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Пунктом 6 статьи 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 данного Закона под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным вещным правом является право собственности.

Согласно указанному Закону № 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида. Данный Закон не устанавливает критериев отнесения дорог к дорогам местного значения, это осуществляется по остаточному принципу: дороги, не отнесенные ни к одному из указанных в законе видов, а именно, не включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и не оформленные в частную собственность, должны признаваться дорогами местного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из статьи 26 Устава муниципального образования ... следует, что исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ... городского поселения является администрация ... муниципального образования, которая в силу ч. 3 ст. 26 Устава, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения муниципального образования относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с приложением ... к областному закону от 20.12.06г. № 307-14-03 «Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования ..., передаваемых в собственность муниципального образования ... значатся автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта поселения ... протяжённостью ... км.

Согласно выписке из реестра в муниципальной собственности муниципального образования ... значатся автомобильные дороги по переулку ... и улице ....

Таким образом, судом установлено, что собственником автомобильных дорог в границах городского поселения МО ..., в том числе по переулоку ..., улице ... является муниципальное образование ..., на которое в силу ст. 201 ГК РФ и возложено бремя их содержания.

Дороги по переулку ... и улице ..., являются автомобильными дорогами общего пользования, предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, дорога, это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (включая проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии). Согласно Закону № 257-ФЗ, автомобильная дорога понимается как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя: а) земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и т.п.), т.е. вся территория в пределах полосы отвода (а не только в пределах проезжей части, тротуаров и обочин); б) дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автодорог и - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (ред. от 21.04.2011) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения закреплены в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст. Кроме того, требования к состоянию автомобильных дорог закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221. Указанные требования стандарта в силу абзаца 2 п. 1 указанного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что проверка исполнения администрацией МО ... законодательства о безопасности дорожного движения на территории п. ... по улице ... и переулку ... проведена по коллективному обращению жителей поселка ..., опубликованному в газете «...» от ...г. ....

Из акта контрольной проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на территории ... от ...г., следует, что в ходе проверки автомобильных дорог МО ... в ... выявлены следующие нарушения: по ул. ... не обеспечена система поверхностного водоотвода (нет водоотводных устройства-канавы, водопропускные трубы), застой воды на поверхности покрытия дороги. Нарушение профиля дороги с образованием гребёнки, просадок и калий. В месте переувлажнения земляного полотна дороги в районе домов ..., ... образование жидкой грязи, препятствующей движению транспортных средств, по пер. ... не обеспечена система поверхностного водоотвода (нет водоотводных устройств - канавы, водопропускные трубы), застой воды на поверхности покрытия дороги, нарушение профиля дороги с образованием гребёнки, просадок и калии на покрытии дороги.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.06.2012 года) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в т.ч. органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 2.1. СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями и т.п.

Согласно п. 6.2. указанного СНИП земляное полотно включает следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой); тело насыпи (с откосными частями); основание насыпи; основание выемки; откосные части выемки; устройство для поверхностного водоотвода; устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж); поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.).

В соответствии с п. 6.60 СНИП 2.05.02-85 для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5 о/оо и в исключительных случаях - не менее 3 о/оо. Пункт 6.64. говорит о том, что типы укрепления откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать требованиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию. При назначении вида укрепления следует разрабатывать варианты и учитывать условия и время производства работ по сооружению земляного полотна и его укреплению.

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», по улице ... и переулку ... не обеспечена система поверхностного водоотвода, имеется застой воды на поверхности покрытия дороги.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Судом установлено, что покрытие проезжей части в п. ... по ул... и по пер. ... имеет повреждение в виде нарушения профиля дороги с образование гребёнки, просадки и калии на покрытии дороги.

Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о не исполнении ответчиком полномочий, предусмотренных п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по осуществлению дорожной деятельности, поскольку установлено, что на протяжении длительного периода не приняты необходимые меры по приведению состояния дорожного полотна автомобильной дороги местного значения, расположенных п. ... по ул. ... и по пер. ... в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействие администрации муниципального образования ... в виде неосуществление дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО ... по улице ... и переулку ... нашло свое подтверждение.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация МО ... не бездействовала, а предпринимала меры по осуществлению дорожной деятельности, а именно: в ... году начала оканавливание дороги по ул. ..., однако путь для дальнейшей прокопки канавы преградили незаконно возведенные забор и хозяйственная постройка, кроме того, в ... году ими уже проводятся организационные мероприятия для устранения выявленных недостатков, суд считает не состоятельными, поскольку предписания о сносе незаконно возведенных построек направлены администрацией гражданам еще в ... году, после чего каких-либо мер к принудительному сносу незаконных построек принято не было. Действия по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения администрацией МО ... были начаты только после коллективного обращения жителей ..., опубликованного в газете «...» ...г.. Каких-либо иных доводов о надлежащей организации дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения, расположенных в п. ..., представителем ответчика не приведено и доказательств осуществления данных полномочий в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в суд не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Устьянского района являются обоснованными и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... по неосуществлению дорожной деятельности на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения МО ... в п. ....

Обязать администрацию муниципального образования ... ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог местного значения, расположенных по ул. ... в пос. ..., путем устранения выявленных недостатков, а именно:

- обеспечить систему поверхностного водоотвода путем обустройства водоотводных устройств в соответствии со СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

- устранить нарушение профиля дороги, образование отдельных просадок, превышающих предельные размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТР Р 50597-93, образование гребёнки.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Судья И.А. Заостровцева.