О признании незаконным бездействия по необеспечению требований законодательства о содержании следственно-арестованных лиц в ИВС и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.



Дело 2-346/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2012 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой Н.Ф., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием заместителя прокурора Устьянского района Архангельской области Ручьевой Е.В., представителя ответчика- государственного учреждения «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ...» Есманского Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному учреждению «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ...» о признании незаконным бездействия по не обеспечению требований законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ..., возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному учреждению «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ...» (ОМВД России по ...) о признании незаконным бездействия ОМВД России по ... в лице его начальника по не обеспечению требований законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ..., и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем оборудования для проведения свиданий в изоляторе временного содержания специального помещения с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению; оборудования всех камер ИВС бачками для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, ремонта во всех камерах санитарных узлов, устранения в 3 камерах ИВС (№...) штукатурки стен под «шубу»; обеспечения в полном объеме примерного перечня лекарственных препаратов здравпункта ИВС путем получения таблеток клофелина, ампул нентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина, инсулинов короткого и фолонгированного действия, противостолбнячной сыворотки. Требования прокурора мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства содержания следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ... выявлены нарушения требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов вверенного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, что нарушает права неопределенного круга лиц, содержащихся в данном учреждении.

В судебном заседании заместитель прокурора Устьянского района Архангельской области Ручьева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что прокуратура осуществляет ежедневные проверки соблюдения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ..., ранее выявленные нарушения по настоящее время не устранены.

Представитель ответчика ОМВД России по ... Есманский Д.Ю. с исковыми требованиями согласился частично, пояснил, что бездействия со стороны ответчика не имеется, так как были приняты все возможные меры по устранению выявленных нарушений, направлены заявки в соответствующие службы УМВД России по ... о материально-техническом обеспечении мероприятий по устранению выявленных нарушений. Также пояснил, что часть нарушений в настоящее время устранена, а именно: имеющееся помещение для проведения следственных действий оборудовано разделительной перегородкой для проведения свиданий, установлены в камерах бачки с питьевой водой. Требования об обеспечении здравпункта ИВС таблетками клофелина, ампул нентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина, инсулинов короткого и пролонгированного действия, противостолбнячной сыворотки являются несостоятельными, так как перечень лекарственных препаратов является примерным, на хранение лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие психотропные веществ, требуются особые условия их хранения и лицензия, препарат апоморфин снят с производства и продажи в ... году. ОМВД России по ... с МУЗ ... заключен договор на оказание медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС.

Заслушав заместителя прокурора Устьянского района Архангельской области, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в части на основании следующего.

Прокурор в соответствии с действующим процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ). Круг лиц, находящихся в ИВС при ОМВД по ... установить невозможно в связи с пребыванием в данном спецучреждении не только подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и должностных лиц ИВС, но и других лиц, посещающих ИВС в связи с выполнением служебных обязанностей.

На основании статьи 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (далее- № 103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной итики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно свидетельству серии ... ОМВД России по ... ...г. внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .... Согласно свидетельству серии ... ОМВД России по ... поставлено на учет как юридическое лицо ...г., ИНН ....

Как следует из Положения об Отделе ОМВД России по ... входит в состав внутренних дел Российской Федерации, подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по ..., реализует задачи и функции внутренних дел на территории ....

В соответствии со ст. 7, 15 Федерального закона № 103-ФЗ в изоляторах временного содержания устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, лечебно- профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан, в том числе все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом министра внутренних дел РФ от 22.11.2005 г. № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов вверенного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в п. 45 и п. 139 которых предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция), в которой (п.7,8) указано, что основными задачами медицинских работников ИВС являются:. организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС., осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют, в том числе: оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи, расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении),выполнение установленных правил их хранения, выдачи и учета. В приложении №2 Инструкции содержится примерный перечень лекарственных препаратов здравпункта ИВС, в который включены: клофелин (таблетки 0,075, ампулы по 1 мл 0,01% р-ра), пентамин(ампулы по 1 мл 5% p-ра ), седуксен (ампулы по 2 мл 0,5% p-ра), апоморфин (ампулы по 5 мл 1% р-ра), инсулины короткого и пролонгированного действия, противостолбнячная сыворотка.

По приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 г. N 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» стены камер штукатурятся гладко и окрашиваются клеевой краской(п.407).

На основании ст. 51 Федерального закона №103-ФЗ надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно акту по результатам мероприятий по надзору в ИВС ОМВД России по ... от ...г. заместителем прокурора Устьянского района Архангельской области Магетовым С.В. совместно с государственным инспектором ... по пожарному надзору ОНД ... УНД ... майором внутренней службы ФИО8 и руководителем ОРМ ... филиала ... ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах ФИО9 в период с ...г. по ...г. проведена проверка соблюдения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц, в том числе законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ИВС ОМВД России по ..., расположенном по адресу: ... по результатам которой выявлены следующие нарушения: в нарушение ст. 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 45, п.139 Правил внутреннего распорядка в ИВС ОМВД России по ... свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся не в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению, а в следственном кабинете, не оборудованном указанной перегородкой (имеется только крупноячеистая решетка), все камеры ИВС не оборудованы бачками для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, фактически не оборудованы санитарным узлом (сливные бачки во всех камерах не исправны). В 3 камерах ИВС (№...) стены не соответствуют предъявляемым требованиям (оштукатурены под «шубу»), в нарушение Инструкции (приложение 2) не соблюден в полном объеме примерный перечень лекарственных препаратов здравпункта ИВС, а именно отсутствуют таблетки клофелина, ампул пентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина, инсулинов короткого и пролонгированного действия, противостолбнячной сыворотки.

Наличие указанных нарушений и необходимость их устранения ответчиком не оспаривается, за исключением требований о соблюдении в полном объеме перечня лекарственных препаратов: таблетки клофелина, ампул пентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина. инсулинов короткого и пролонгированного действия, противостолбнячной сыворотки.

Суд принимает доводы представителя ответчика о необоснованности требований прокурора о возложении на ОМВД по ... обязанности устранить допущенные нарушения закона путем обеспечения в полном объеме примерного перечня лекарственных препаратов здравпункта ИВС путем получения таблеток клофелина, ампул пентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина, инсулинов короткого и фолонгированного действия, противостолбнячной сыворотки.

Данные требования прокурора не основаны на законе и иных нормативно-правовых актах. В приложении № 2 к «Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1998г. №1115/475, указан примерный, а не обязательный перечень лекарственных препаратов здравпункта ИВС, а медико-санитарное обеспечение содержащихся под стражей осуществляется в соответствии с требованиями раздела XIV Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005г., как сотрудниками скорой медицинской помощи, так и штатным фельдшером ИВС. Судом установлено, что в штате ИВС имеется медицинский работник, который в соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» осуществляет расчет потребности в лекарственных препаратах, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении).

На основании изложенного суд полагает, что оснований для удовлетворения требований прокурора в указанной части не имеется.

В остальной части требования прокурора основаны на Федеральном законе РФ Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, Правилах внутреннего распорядка изоляторов вверенного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел РФ от 22.11.2005 г. № 950, приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 г. N 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», согласно которым подозреваемым и обвиняемым в ИВС создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, камеры ИВС оборудуются, в том числе санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного, стены камер штукатурятся гладко и окрашиваются клеевой краской, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) в проводятся в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Обеспечение режима в изоляторах временного содержания возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст.15 Федерального закона № 103-ФЗ). Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст.24 Федерального закона № 103-ФЗ).

Согласно пунктам 12,13,16 Положения о ОМВД России по ..., утвержденного приказом начальника УМВД России по ... ... от ...г. отдел возглавляет начальник ОВД по ... муниципальному району, который организует деятельность отдела, планирование и координацию его структурных подразделений на территории обслуживания, обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими, Отдела оперативно-служебной деятельности, представляет в судах интересы отдела, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на отдел задач.

Наличие установленных в ходе проверки нарушений свидетельствует о невыполнении начальником ОМВД России по ... своих полномочий по обеспечению соответствия требованиям закона условий содержания следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ..., поэтому доводы ответчика том, что со стороны ОМВД отсутствует бездействие, так как были предприняты все меры для устранения недостатков, судом не принимаются, поскольку выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в суд, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора основаны на требованиях действующего законодательства, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации – удовлетворить частично.

Признать бездействие Государственного учреждения «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ...» в лице его начальника по необеспечению требований законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ОМВД России по ... незаконным.

Возложить на Государственное учреждение «Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по ...» в лице его начальника обязанность устранить нарушения закона: оборудовать для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) специальное помещение с разделительной перегородкой, исключающей передачу каких-либо предметов, но не препятствующей переговорам и визуальному общению; оборудовать все камеры ИВС бачками для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, произвести ремонт во всех камерах санитарных узлов, устранить в 3 камерах ИВС (№...) штукатурку стен под «шубу» (стены камер ИВС оштукатурить гладко и окрасить клеевой краской).

В части требований об обеспечении в полном объеме примерного перечня лекарственных препаратов здравпункта ИВС путем получения таблеток клофелина, ампул пентамина, ампул атропина, ампул седуксена, ампул апоморфина, инсулинов короткого и фолонгированного действия, противостолбнячной сыворотки- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья - А.М.Рогачева

Мотивированное решение принято судом 23 июля 2012 года.

Председательствующий судья - А.М.Рогачева