О признании незаконным бездействие по непредоставлению жилого помещения по договору соцнайма.



Дело № 2 – 364/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

20 июля 2012 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Юзько Н.Ж. к администрации МО ... о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения по договору социального найма в порядке ч.2 ст.57 ЖК РФ, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Юзько Н.Ж к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по непредоставлению жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: ...,, и возложении на администрацию МО ... обязанности предоставить Юзько Н.Ж жилое помещение на семью из четырех человек в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта- ..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - .... Требования мотивированы тем, что прокуратурой Устьянского района по обращению Юзько Н.Ж, проживающей в указанной квартире, проведена проверка исполнения администрацией МО ... требований жилищного законодательства РФ, в ходе которой установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии от ...г. многоквартирный жилой дом ... признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик не принял мер по отселению граждан из аварийного дома, проживание в таком жилом помещении ставит под угрозу жизнь и здоровье истца и членов ее семьи.

В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что до настоящего времени ответчиком мер по отселению граждан из аварийного жилья не принято.

Истец Юзько Н.Ж., выступающая в своих интересах и интересах третьего лица ФИО3, ... г.р., исковые требования и изложенные в иске доводы прокурора поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика- администрации МО ... иск признал, в письменном отзыве указал, что жилое помещение в маневренном фонде предоставить в настоящее время не могут, финансирования по капитальному ремонту нет, новое жилье не строится. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица ФИО2, ФИО4 исковые требования поддержали, просили рассмотреть дело без их участия.

По определению суда на основании ст.167 ГПК дело рассмотрение в отсутствие истца, представителя ответчика, третьих лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности иска.

Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Юзько Н.Ж.. по её обращению на основании ст. 45 ГПК РФ в целях обеспечения прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По Постановлению КС РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определению КС РФ от 15 февраля 2005 года N 17-О цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.

Судом по материалам дела установлено, и не оспаривается ответчиком, что Юзько Н.Ж. по договору социального найма жилого помещения проживает в муниципальной однокомнатной квартире ... по адресу: ... общей площадью ... кв.м. Согласно договору (л.д.10) квартира предоставлена на 4 человек.

Как видно из поквартирной карточки, выданной ООО ..., в указанной квартире зарегистрированы Юзько Н.Ж.., её сын ФИО2 с ...г., дочь ФИО3, ... г.р., с ...г., сожитель ФИО1- с ...г..

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 47 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования ... входят территории поселков ....

На основании закона Архангельской области от 20.12.2006 N 307-14-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... Архангельской области и муниципальными образованиями "... Архангельской области" и согласно реестру аварийного жилья на территории МО ... дом ... входит в перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования "..., переданных в собственность муниципального образования ....

Таким образом, спорная квартира является собственностью МО ....

В соответствии с ч.6 ст.2, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из акта обследования помещения от ...г., межведомственная комиссия, созданная на основании распоряжения главы администрации МО ... ... от ...г., произвела обследование дома по адресу: ..., установила: здание одноэтажное, четырехквартирное, ... года постройки, инв. № по БТИ ..., фундамент бетонно-ленточный с кирпичным цоколем, крыша шиферная, материал стен –бревенчатые, отопление печное, канализации нет, вода от водозаборной колонки; чердачное перекрытие гнилое, стены под окнами гнилые, цоколь разрушился, фундамент просел, из-за просадки дома имеются зазоры между стеной и полом, пол имеет уклон, веранда от дома отошла, износ здания- 100%

Межведомственная комиссия пришла к заключению ( ... от ...г.), что дом аварийный, подлежит сносу (л.д.9).

На основании указанного заключения главой администрации МО ... ...г. издано распоряжение за ... ( л.д.12) о признании, в том числе черырехквартирного жилого дома ... года постройки по ..., аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, о вынесении вопроса на жилищно-бытовую комиссию о расселении жильцов дома, расторжении договоров социального найма с жильцами аварийных домов.

Ответчиком не оспаривается факт признания дома, в котором проживают истцы, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В нарушение указанных норм жилищного законодательства, при наличии заключения о признании дома аварийным и не подлежащим восстановлению орган местного самоуправления в лице администрации МО ... не принял решения о сроках отселения лиц, другое жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени не предоставил.

Ответчиком не предоставлено каких-либо доказательств обратного, таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика в не предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма.

На основании ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений закона, истец, проживая в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу, имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения на состав семьи из 4 человек, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее 27,6 кв. метров, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Юзько Н.Ж. к администрации МО ... - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Юзько Н.Ж. в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания.

Обязать администрацию МО ... предоставить Юзько Н.Ж. на состав семьи из четырех человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее .... м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий А.М. Рогачева