О признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения.



Дело № 2 – 356/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

25 июля 2012 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истца Тонковской И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах Тонковской И.Ю., Тонковского А.А., Тонковской Е.А., Тонковского А.А. к администрации МО ... о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения по договору социального найма в порядке ч.2 ст.57 ЖК РФ, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Тонковской И.Ю., Тонковского А.А., Тонковской Е.А., Тонковского А.А. к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по непредоставлению жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу: д...., и возложении на администрацию МО ... обязанности предоставить Тонковской И.Ю. жилое помещение на семью из четырех человек в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта- д...., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - д..... Требования мотивированы тем, что прокуратурой Устьянского района по обращению Тонковской И.Ю., проживающей в указанной квартире, проведена проверка исполнения администрацией МО ... требований жилищного законодательства РФ, в ходе которой установлено, что по заключению межведомственной комиссии обследования жилого помещения от ...г. ... жилой дом ... признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик не принял мер по отселению граждан из аварийного дома, проживание в таком жилом помещении ставит под угрозу жизнь и здоровье Тонковской И.Ю.и членов ее семьи.

В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что до настоящего времени ответчиком мер по отселению граждан из аварийного жилья не принято.

Истец Тонковская И.Ю. исковые требования и доводы прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что ранее неоднократно обращалась о проведении ремонта протекавшей крыши, однако обращения оставлены без внимания и вследствие того, что техническое состояние собственником дома не поддерживалось, не проводился текущий и капитальный ремонт дома, дом раньше срока пришел в непригодное для проживания состояние.

Истцы Тонковский А.А., Тонковская Е.А., Тонковский А.А.исковые требования поддержали, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель ответчика- глава администрации МО ... Н.В.Парфеньев с иском не согласился в части незаконного бездействия администрации по основаниям, изложенным в отзыве, где указывает, что администрацией ежегодно принимались меры по включению в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», на 2012 год выделены из бюджета денежные средства на строительство 4-х квартир в д. ..., выделенные денежные средства должны быть освоены к октябрю 2012 года. Готовится документация на 2013 год для переселения граждан из аварийного жилья. Семье Тонковской И.Ю. жилое помещение будет предоставлено в 2012-2013 г.г. по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Просил рассмотреть дело в его отсутствии.

По определению суда на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание истцов и представителя ответчика.

Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района, истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах истцов по обращению Тонковской И.Ю. на основании ст. 45 ГПК РФ в целях обеспечения прав на жилище в муниципальном жилом фонде.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По Постановлению КС РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определению КС РФ от 15 февраля 2005 года N 17-О цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.

Судом по материалам дела установлено, и не оспаривается ответчиком, что истцы по договору социального найма жилого помещения проживают в муниципальной трехкомнатной квартире ....

Как видно из поквартирной карточки (л.д.16) в указанной квартире зарегистрированы в настоящее время Тонковская И.Ю. с ...г., её муж Тонковский А.А. с ...г., дочь Тонковская Е.А. -с ...г., сын Тонковский А.А.- с ...г..

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 47 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в ...» в границы муниципального образования ... входят территории в том числе д. ....

На основании закона Архангельской области от 20.12.2006 N 307-14-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... и муниципальными образованиями ..." и согласно реестру аварийного жилья на территории МО ... дом ... входит в перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования ..., переданных в собственность муниципального образования ....

Таким образом, спорная квартира является собственностью МО ..., данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В соответствии с ч.6 ст.2, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из акта обследования помещения от ...г. за ..., межведомственная комиссия, созданная на основании распоряжения главы администрации МО ... ... от ...г., произвела обследование дома по адресу: д...., установила: здание одноэтажное, двухквартирное, ... года постройки, общей площадью ... кв.м, отопление печное, водопровод отсутствует, канализация- выгребные ямы, полы набраны по деревянным балкам, крыша двухскатная, фундамент ленточный, перекрытия -деревянные балки, полы –дощатые, крыльца деревянные, кровля- асбестоцементные листы. Процент износа конструктивных элементов жилого дома- ...%, восстановлению не подлежит. В результате гниения деревянных элементов и проседания ленточного фундамента произошел перекос цоколя и стен здания, оконных и дверных проемов, в одной из комнат и на веранде провалился пол, печи нарушены, требуют полной замены, кровля повреждена, протекает, нижние венцы сгнили, в стенах трещины. Дом не соответствует требованиям, предъявляемым для жилого помещения. Основание и несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, повлекшие деформацию и образование трещин, снизивших их несущую способность и ухудшивших эксплуатационные свойства конструкций жилого дома, что влечет невозможность проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия вынесла заключение от ...г. за ... о том, что дом аварийный и подлежит сносу.

Ответчиком не оспаривается факт признания дома, в котором проживают истцы, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

На основании ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно постановлению главы МО ... от ...г. за ... акт обследования дома по адресу: д...., утвержден, принято решение продолжить использование жилых помещений, в том числе указанного дома, признанного межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу; срок переселения граждан, проживающих в указанном доме, установлен -до 2012 года.

Однако другое жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени истцам не предоставлено, ответчиком не предоставлено каких-либо доказательств обратного, таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика в не предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма.

На основании ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных положений закона, истец, проживая в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения на состав семьи из 4 человек: Тонковской И.Ю., Тонковскому А.А., Тонковской Е.А., Тонковскому А.А., равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее ... кв. метров, состоящее из 3 комнат, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта – д.....

На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Тонковской И.Ю., Тонковского А.А., Тонковской Е.А., Тонковского А.А. к администрации МО ... - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Тонковской И.Ю. на состав семьи из четырех человек в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ взамен жилого помещения, расположенного по адресу: д...., являющегося непригодным для проживания.

Обязать администрацию МО ... предоставить Тонковской И.Ю. на состав семьи из четырех человек (Тонковская И.Ю., Тонковский А.А., Тонковская Е.А., Тонковский А.А.), жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., состоящее из 3 комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта – д.....

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий А.М. Рогачева