О признании незаконным бездействия по непредоставлению С. на семью из семи человек жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ.



Дело № 2 – 351/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

06 августа 2012 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истцов Савчук Л.А., Ергиной О.В., ответчика администрации МО ... в лице представителя Кокорина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Савчук Г.Б., Савчук Л.А., ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к администрации МО ... о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения и возложении обязанности предоставить Савчук Г.Б. на семью из семи человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Савчук Г.Б., Савчук Л.А., ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по непредоставлению жилого помещения в взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания и возложении на администрацию МО ... обязанности предоставить Савчук Г.Б. на семью из семи человек жилое помещение в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта- д..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - д. ....

Мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Устьянского района проведена проверка исполнения администрацией МО ... требований жилищного законодательства РФ, в результате которой установлено, что Савчук Г.Б. с семьей из семи человек проживает по договору социального найма в квартире № .... По заключению межведомственной комиссии от ...г. многоквартирный жилой дом ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Ответчик не предпринимает мер по отселению граждан из аварийного и подлежащему сносу дома, проживание в таком жилом помещении ставит под угрозу жизнь и здоровье истца и членов ее семьи.

В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что ответчиком, ни каких мер по отселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома не предпринимается, что ставить под угрозу жизнь и здоровье истца и членов ее семьи.

Истцы Савчук Л.А. в интересах себя и малолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО5 исковые требования и доводы прокурора поддержали в полном объеме.

Истцы Савчук Г.Б., ФИО1, ФИО4. в судебное заседание не явились о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят, рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

По определению суда на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов: Савчук Г.Б., ФИО1, ФИО4

Ответчик - администрации МО ... иск признал частично. В судебном заседании глава администрации МО ... Кокорин В.В. пояснил, что свободный жилой фонд на территории МО ... отсутствует, в связи, с чем жилое помещение по договору социального найма предоставить в настоящее время не могут. Ввиду недостаточности средств в бюджете, новое жилье не построено.В рамках целевой программы планируется строительство нового жилья.

Орган опеки и попечительства администрации МО ... исковые требования прокурора Устьянского района поддержал, представителя в судебное заседание не направил.

Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района, истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием, для которого, в том числе, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе обеспечения права граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Судом установлено, что Савчук Г.Б. ...г. обратилась в прокуратуру Устьянского района с заявлением об оказании правовой помощи в решении вопроса переселения из аварийного жилого помещения.

Таким образом, прокурор Устьянского района вправе в интересах Савчук Г.Б и членов ее семьи вправе обратиться в Устьянский районный суд в защиту прав и законных интересов.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Савчук Г.Б. совместно с членами семьи Савчук Л.А. ... г.р., ФИО1 ... г.р., ФИО5 ... г.р., ФИО3 ... г.р., ФИО2 ... г.р., ФИО4 ... г.р. по договору социального найма жилого помещения от ...г. проживают в муниципальной трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.м., по адресу: ....

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 47 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования ... входят территории деревень ....

На основании закона Архангельской области от 20.12.2006 N 307-14-ОЗ (в ред. от 21.01.2009 г.) "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... и муниципальными образованиями "...", дом ..., находится в собственности МО ....

В соответствии с ч.6 ст.2, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п.47" Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 по результатам работы межведомственная комиссия может принять решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.

Из акта обследования жилого помещения от 26.12.2006 г. № 4 межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации МО ... ... от ...г. произвела обследование двенадцати квартирного двухэтажного бросового дома ..., эксплуатирующегося с ... года. Комиссией установлено, что первый подъезд полностью разрушен, нет печей, полов, лестничных маршей, потолков, кровля разрушена. В остальных двух подъездах в квартирах печи и печные трубы – выгоревшие, разрушены, печное литье в трещинах, стояки канализации треснувшие, выгреба (стенки) – разрушены, стены и перегородки – «выпучивание», оконные проемы – перекошены. Из – за отсутствия окон в 1 м подъезде стены здания обоих этажей загнивают. Межведомственной комиссией рекомендовано оставшихся в здании жителей расселять, поскольку здание непригодно для проживания.

По заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ...г. ..., здание, расположенное по адресу: ..., подлежит сносу, проживать в доме нет возможности. Межведомственная комиссия приняла заключение о строительстве четырех двухквартирных домов по правой стороне свободной улицы.

Распоряжением администрации МО ... от ...г. ... утверждены муниципальные долгосрочные целевые программы МО ... «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 – 2012 г.г.», «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2011 – 2014 г.г.»

Программа МО ... «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 – 2012 г.г.» предусматривает переселение граждан из 7 жилых многоквартирных домов признанных постановлением глав муниципального образованного на основании актов межведомственной комиссии, непригодными для проживания. Суммарная площадь аварийного жилищного фонда в указанных домах составляет 1438 кв. м. Основной задачей Программы является переселение граждан из жилых домов непригодных для проживания и ликвидации всего аварийного жилищного фонда. Выполнение мероприятий Программы предусмотрено в течение 2011 – 2012 г. в один этап.

Ответчиком не оспаривается факт признания дома, в котором проживает истец, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО ... Кокорин В.В. пояснил, что программа МО ... «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 – 2012 г.г.» не выполнена ввиду недостаточности средств в бюджете. Свободный жилой фонд на территории МО ... отсутствует.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

На основании п. 50 Положения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В нарушение указанных норм жилищного законодательства, при наличии заключения о том, что здание аварийное и подлежит сносу, проживать в доме нет возможности орган местного самоуправления в лице администрации МО ..., не принял решения о дальнейшем использовании помещения, о сроках отселения лиц, другое жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени не предоставил.

Суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика по не предоставлению истцу пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма.

Статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Из материалов дела следует, что в жилом доме, являющимся муниципальной собственностью, проживает истец с членами семьи по договору социального найма в трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.м, в том числе жилой ... кв.м., что подтверждается договором социального найма. Истец в квартире ... проживает с семьей из семи человек, что подтверждается справкой администрации МО ... ... от ...г. (л.д. 49).

Дом ... включен в реестр о признании домов аварийными и подлежащими сносу в МО «Малодорское» (л.д.11).

Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, вч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

На основании вышеизложенного истец Савчук Г.Б. совместно с членами семьи, проживая в доме, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу, имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее ... кв. метра, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

На основании п.19 ст.333.26 НК РФ администрация МО ... как орган местного самоуправления, выступающий в суде в качестве ответчика, от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Савчук Г.Б., Савчук Л.А., ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к администрации МО ... - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Савчук Г.Б., на семью из семи человек в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания.

Обязать администрацию МО ... предоставить Савчук Г.Б. на семью из семи человек: Савчук Л.А., ФИО1, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2 жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Н.В. Васильева.