О признании незаконным бездействия по непредоставлению на семью из пяти человек жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ.



Дело № 2 – 352/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

07 августа 2012 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Артисовой Ю.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истцов Попова А.М., Поповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Попова А.М., Поповой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО ... о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения и возложении обязанности предоставить Попову А.М. на семью из пяти человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Попова А.М., Поповой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО ... о признании незаконным бездействия администрации МО ... по непредоставлению жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания и возложении на администрацию МО ... обязанности предоставить Попову А.М. на семью из пяти человек жилое помещение в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта - ..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

Мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Устьянского района по заданию прокуратуры области, проведена проверка исполнения администрацией МО ... требований жилищного законодательства РФ, в результате которой установлено, что Попову А.М. с семьей из пяти человек проживает по договору социального найма в квартире .... По заключению межведомственной комиссии от ...г. многоквартирный жилой дом ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Ответчик не предпринимает мер по отселению граждан из аварийного и подлежащему сносу дома, проживание в таком жилом помещении ставит под угрозу жизнь и здоровье истца и членов ее семьи.

В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что ответчиком, ни каких мер по отселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома не предпринимается, что ставить под угрозу жизнь и здоровье истца и членов ее семьи.

Истцы Попов А.М., Попова Т.В. действуя в интересах себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3 исковые требования прокурора Устьянского района поддержали, указав, что проживание в жилом помещении по адресу: ... ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Ответчик - администрации МО ... просит рассмотреть исковое заявление прокурора Устьянского района в отсутствии представителя.

Орган опеки и попечительства администрации МО ... представителя в судебное заседание не направил. Заведующая органом опеки и попечительства администрации МО ... ФИО4 в заявлении указала, что исковые требования прокурора Устьянского района поддерживает.

Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района, истцов, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием, для которого, в том числе, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе обеспечения права граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Судом установлено, что Попов А.М. ...г. обратился в прокуратуру Устьянского ... с заявлением об оказании правовой помощи в решении вопроса переселения из аварийного жилого помещения.

Таким образом, прокурор Устьянского района вправе в интересах Попова А.М. и его семьи обратиться в Устьянский районный суд в защиту прав и законных интересов.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Истец Попов А.М. совместно с членами семьи Поповой Т.В. ... г.р., ФИО1 ... г.р., ФИО2 ... г.р., ФИО3 ... г.р. по договору социального найма жилого помещения от ...г. проживают в муниципальной двухкомнатной квартире общей площадью ... кв.м., по адресу: ....

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ст. 47 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования ... входят территории деревень ....

На основании закона Архангельской области от 20.12.2006 N 307-14-ОЗ (в ред. от 21.01.2009 г.) "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием ... и муниципальными образованиями ..." дом ..., находится в собственности МО ...".

На основании вышеизложенного, спорная квартира является собственностью МО ....

В соответствии с ч.6 ст.2, пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно п.47" Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 по результатам работы межведомственная комиссия может принять решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.

Из акта обследования жилого помещения от ...г. ... межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации МО ... ... от ...г., провела обследование двенадцати - квартирного двухэтажного бросового дома ..., эксплуатирующегося с ... года. Комиссией установлено, что дом заселен частично. Первый подъезд полностью разрушен, нет печей, полов, лестничных маршей, потолков, кровля разрушена. В остальных двух подъездах в квартирах печи и печные трубы – выгоревшие, подразрушены, печное литье в трещинах, стояки канализации треснувшие, выгреба (стенки) – разрушены, стены и перегородки – «выпучивание», оконные проемы – перекошены. Из – за отсутствия окон в 1 м подъезде стены здания обоих этажей загнивают. Здание подлежит сносу. Межведомственной комиссией рекомендовано проживающих в здании жителей расселить.

По заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ...г. ... здание по адресу: ... подлежит сносу, проживать в доме нет возможности. Межведомственная комиссия приняла заключение о строительстве четырех двухквартирных домов по правой стороне свободной улицы.

Распоряжением администрации МО ... от ...г. ... утверждены муниципальные долгосрочные целевые программы МО ... «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 – 2012 г.г.», «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2011 – 2014 г.г.»

Программа МО ... «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2011 – 2012 г.г.» предусматривает переселение граждан из 7 жилых многоквартирных домов признанных постановлением глав муниципального образованного на основании актов межведомственной комиссии, непригодными для проживания. Суммарная площадь аварийного жилищного фонда в указанных домах составляет ... кв. м. Основной задачей Программы является переселение граждан из жилых домов непригодных для проживания и ликвидации всего аварийного жилищного фонда. Выполнение мероприятий Программы предусмотрено в течение 2011 – 2012 г. в один этап.

Показания истцов о непригодности проживания в жилом помещении, подтвержден материалами дела.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п. 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

На основании п. 50 Положения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В нарушение указанных норм жилищного законодательства, при наличии заключения о том, что здание аварийное и подлежит сносу, проживать в доме нет возможности орган местного самоуправления в лице администрации МО ... не принял решения о дальнейшем использовании помещения, о сроках отселения лиц, другое жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени не предоставил.

Суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика по не предоставлению истцу на состав семьи жилого помещения по договору социального найма.

Статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Из материалов дела следует, что в жилом доме, являющимся муниципальной собственностью, проживает истец с членами семьи по договору социального найма в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв.м, в том числе жилой ... кв.м., что подтверждается договором социального найма. Истец в квартире № ... проживает с семьей из пяти человек, что подтверждается справкой администрации МО ... ... от ...г. (л.д. 46).

Дом ... включен в реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в МО .... (л.д.11).

Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, а отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

На основании вышеизложенного истец Попов А.М. совместно с членами семьи, проживая в доме, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным и подлежащем сносу, имеет право на предоставление по договору социального найма жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее ... кв. метра, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

На основании п.19 ст.333.26 НК РФ администрация МО ... как орган местного самоуправления, выступающий в суде в качестве ответчика, от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Попова А.М., Поповой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО ... - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Попову А.М., на семью из пяти человек в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., являющегося непригодным для проживания.

Обязать администрацию МО ... предоставить Попову А.М. на семью из пяти человек: Поповой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий Н.В. Васильева.