О признании незаконным бездействия по не предоставлению жилого помещения и возложении обязанности предоставить на семью из четырех человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч.2ст.57 ЖК РФ.



Дело № 2 – 349/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

7 августа 2012 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., истца Ергина А.М., и законного представителя ФИО2, ФИО1, при секретаре Федоровой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района в интересах Ергина А.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2 к администрации МО ... о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилого помещения и возложении обязанности предоставить Ергина А.М. на семью из четырех человек жилое помещение по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ,

установил:

Прокурор Устьянского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ергина А.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2, о признании незаконным бездействия администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Ергину А.М. в порядке ч.2 ст. 57 ЖК РФ, и возложении на администрацию МО ... обязанности предоставить Ергину А.М. жилое помещение по договору социального найма на семью из четырех человек, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта – д. ..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - д. .... Требования мотивированы тем, что жилое помещение – квартира ..., которую по договору социального найма занимает семья Ергиных, не соответствует установленным законом требованиям к жилым помещениям. Заключением межведомственной комиссии от ...г. ..., жилой многоквартирный дом ... признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Однако, МО ... не исполняет требования ч.2 ст. 57 ЖК РФ по предоставлению семье Ергиных вне очереди жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.

В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования, привела аналогичные доводы.

Истец Ергин А.М. в судебном заседании, приведя аналогичные доводы, исковые требования поддержала, указав, что просит предоставить жилое помещение не менее ... кв. м на состав семьи из четырех человек, в т.ч. ФИО3, ФИО1, ФИО2 Кроме того, дополнил, что квартира была предоставлена ему по договору соцнайма на состав семьи из четырех человек в июне 2006г. В квартире пол провалился, печь тоже разрушена, соседи по дому не живут уже около 15 лет, дом разрушается. ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, привели аналогичные доводы.

Представитель ответчика администрации МО ..., просил рассмотреть дело в его отсутствие, ФИО3 также просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению.

Установлено, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Ергиных в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Истцы поддержали заявленные прокурором в их интересах требования о защите их жилищных прав.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определению Конституционного суда РФ от 15 февраля 2005 года N 17-О, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно положениям ч.2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договору социального найма вне очереди.

Судом установлено, что Ергин А.М. и члены его семьи: ФИО3, ФИО1, ФИО2, проживают на основании договора социального найма жилого помещения б/н от ...г. в двухкомнатной квартире ..., общей площадью ... кв.м.

Как видно из информации, предоставленной МО ..., поквартирной карточки, в квартире ... зарегистрированы и проживают: Ергин А.М. ... года рождения – наниматель; его жена ФИО3 ... года рождения; дочь ФИО1 ... года рождения и дочь ФИО2 ... года рождения.

Как следует из сообщения ... филиала БТИ технический паспорт на жилой дом ... отсутствует.

Из материалов дела следует, что жилой дом, в котором проживают истцы, отнесен к категории аварийного и подлежащего сносу еще в 2006 году, ответчиком данный факт не оспаривается.

Заключением межведомственной комиссии от ...г. ... жилой дом ... признан непригодным для проживания, капитальному ремонту не подлежащим, но подлежащим сносу.

Вышеуказанный жилой дом включен в реестр многоквартирных домов на территории МО ... признанных аварийными и подлежащими сносу.

Согласно справке о составе семьи от ...г., выданной администрацией МО ..., семья нанимателя Ергина А.М. состоит из 4-х человек.

Как следует из сообщения администрации МО ... ... от ...г., семья Ергина А.М. с составе четырех человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учете в администрации МО ... не состоит.

Как следует из сообщения Управления Росреестра, на имя Ергина А.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2 жилых помещений в собственности не зарегистрировано.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Пунктом 49 вышеуказанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

На момент разрешения спора, орган местного самоуправления в лице администрации МО ... на основании полученного заключения не принял решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц после признания дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Судом установлено бездействие ответчика в не предоставлении семье Ергина А.М. жилого помещения по договору социального найма. Как установлено в судебном заседании после признания дома аварийным и подлежащим сносу в 2006 году, вопрос о переселении семьи истца администрацией МО ... не решался более 5 лет, более того ответчиком не было принято соответствующее решение. Ответчиком не предоставлено каких-либо доказательств обратного.

Из разъяснений п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Материалами дела было установлено, что семья Ергиных занимает двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец, имеет право на предоставление ему по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на состав семьи – 4 человека, включая ФИО3, ФИО1, ФИО2, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. не менее ... кв. метров.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Ергина А.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2 к администрации МО ... удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО ... по не предоставлению жилого помещения Ергину А.М. в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ взамен жилого помещения, расположенного по ....

Обязать администрацию МО ... предоставить Ергину А.М. на состав семьи из четырех человек (включая ФИО3, ФИО1, ФИО2), жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по договору социального найма в порядке ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ....

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Устьянский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения.

Председательствующий Г.А. Чеснокова