О признании незаконным бездействия главы администрации, выраженное в неразработке и непринятии антинаркотического плана и о понуждении к исполнению требований закона.



Дело № 2-424/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 августа 2012 г. п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Рузаева О.Н., представителя главы администрации МО «...» Друганова С.И. – Батурина П.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации МО «...» Друганова С.И., выраженное в неразработке и непринятии антинаркотического плана на 2012 год, и о понуждении к исполнению требований закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации МО «...» Устьянского района Архангельской области Друганова С.И., выраженное в неразработке и непринятии антинаркотического плана на 2012 год, и возложении обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить антинаркотический план на 2012 год. В обоснование пояснил, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, выявлено, что администрацией МО «...» в нарушение требований ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от ...г. ..., не разработан антинаркотический план на 2012 год. Возглавляет администрацию МО «...» и обеспечивает решение вопросов местного значения глава МО «...» Друганов С.И. Указанные нарушения законодательства приводят к нарушениям прав граждан в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров.

В судебном заседании помощник прокурора Рузаев О.Н. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, полагает, что неисполнением органом местного самоуправления полномочий нарушаются права неопределенного круга лиц- населения поселения МО «...» на безопасность жизни и здоровья.

Глава администрации МО «...» Друганов С.И. требования прокурора не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагает, что бездействия органов местного самоуправления МО «...» по непринятию антинаркотического плана не имеется, так как план разработан и в настоящее время утвержден.

Представитель главы администрации МО «...» Друганова С.И.- Батурин П.А. требования прокурора не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что требования к порядку принятия, форме и содержанию антинаркотического плана на законодательном уровне не установлены. Органы местного самоуправления систематически взаимодействуют с правоохранительными органами, общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры и общественными организациями, осуществляющими деятельность на территории ... поселения. Нарушений законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах на территории МО ...» не выявлено. Утвержденный главой администрации МО «...» антинаркотический план мероприятий, разработанный в профилактических целях, обсужден и согласован с указанными в нем исполнителями мероприятий.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе: органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования, и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК Российской Федерации в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Положениями частей 1 и 2 ст. 19 того же Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 06.10 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ урегулированы в ратифицированных Российской Федерацией конвенциях ООН - Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (заключена 30 марта 1961 года), Конвенции о психотропных веществах (заключена 21 февраля 1971 года) и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена 20 декабря 1988 года).

Как участник этих Конвенций Российская Федерация обязалась в целях предотвращения наркомании и борьбы с ней принимать соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 8.01.1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции от 1 марта 2012 г.), наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона от 08.01.1998 года №3-ФЗ, на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции возложена обязанность по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия).

В соответствии с п. 4 генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Согласно пункту 7 Стратегии государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

На основании п.8, п.9 антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики; органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической деятельности, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Согласно пункту 26 Стратегии в формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтёры молодёжных организаций.

Как следует из п.43 Стратегии совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает, в том числе: внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения.

В соответствии с п.46 Стратегии её реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

Пунктом 50 Статегии предусмотрен порядок финансирования расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности, согласно которому финансирование антинаркотической деятельности осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм федерального законодательства следует, что администрация МО «...», как орган местного самоуправления, в соответствии п.8, п.9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008г. № 690, является самостоятельным субъектом, полномочным наряду с иными органами осуществлять антинаркотическую деятельность по реализации государственной антинаркотической политики, обязанным в пределах своей компетенции организовывать исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Таким образом, органы местного самоуправления МО «...» в целях реализации положений Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических веществах и психотропных веществах» и во исполнение «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» обязаны разрабатывать в пределах своей компетенции антинаркотический план мероприятий, в том числе по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ и пресечению их незаконного оборота на территории муниципального образования «...».

Согласно ст.26 Устава МО «...» администрация поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения. Возглавляет администрацию и руководит ею на принципах единоначалия глава ... сельского поселения.

Согласно ст. 22 Устава глава ... сельского поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Архангельской области, осуществляет иные полномочия, которыми он наделяется федеральными законами, Уставом и законами ..., Уставом ... сельского поселения.

В соответствии со ст. 8 Устава поселения при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями их осуществляет глава сельского поселения и муниципальные служащие администрации сельского поселения.

Как следует из постановления главы МО «...» от ...г. ... Друганов С.И. занимает должность главы МО «...».

В судебное заседание предоставлен план антинаркотических мероприятий МО «...» на 2012 год, утвержденный главой администрации МО «...» Другановым ...г..

Принимая во внимание, что порядок принятия органом местного самоуправления антинаркотического плана нормативным правовым актом не установлен, по содержанию предоставленный в суд план мероприятий не противоречит законодательству РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия в неразработке и непринятии антинаркотического плана на 2012 год, и возложении обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить антинаркотический план на 2012 год, поскольку в настоящее время такой план органом местного самоуправления разработан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «...» Устьянского района Архангельской области Друганова С.И., выраженное в неразработке и непринятии антинаркотического плана на 2012 год, и возложении на главу муниципального образования «...» Устьянского района Архангельской области Друганова С.И. обязанности в месячный срок после вступления решения в законную силу разработать и утвердить антинаркотический план органа местного самоуправления на 2012 год- отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья А.М.Рогачева