О возложении обязанности разработать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.



Дело 2- 494/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2010 года пос. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рогожниковой Я.Н. представителя ответчика- и.о. главы муниципального образования ... Ешкилевой Т.В., специалиста-заведующего отделом по мобилизационной работе, ГО, ЧС, ТЗН, охране труда и технике безопасности администрации МО ... ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к главе администрации МО ... о признании незаконным бездействия главы администрации МО ... по не разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и возложении на главу администрации МО ... обязанности разработать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе администрации муниципального образования ... о признании незаконным бездействие главы администрации МО ..., выразившееся в не разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и возложении на главу администрации МО ... обязанности разработать указанный план. В обоснование иска указал, что разработка указанного плана относится к полномочиям органов местного самоуправления, установленным п.п. 8 и 23 ч.1 ст.14 ФЗ от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 9 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года № 621. Согласно п.2 раздела 3 приложения № 1 указанных Правил срок разработки планов для органов местного самоуправления установлен – шесть месяцев с момента введения в действие настоящих правил. Считает, что администрацией МО ... не соблюдаются требования п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по осуществлению подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучению населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

В судебном заседании помощник прокурора Рогожникова Я.Н. поддержала требования и доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика – и.о. главы администрации МО ... Ешкилева Т.В. исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что муниципальные органы самостоятельны в выборе способ осуществления предусмотренных законом полномочий. Во исполнение полномочий, предусмотренных п.8 и п. 23 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными органами МО ... проведена большая работа, в том числе разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО ..., в котором вопросам предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов посвящен раздел, утвержден регламент действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти им нефтепродуктов на территории МО .... В соответствии с полномочиями и приказом МЧС от 28 декабря 2004 года № 621 план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработан на уровне МО .... В результате проверки, проведенной управлением ГПН Главным управлением МЧС России по Архангельской области, нарушений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не выявлено.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Рогожникову Я.Н., представителя ответчика Ешкилеву Т.В., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к выводу, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, и в связи с этим производство по делу подлежит прекращению на основании следующего.

Как следует из иска прокурора, требования о признании незаконным бездействие главы администрации МО ... по не разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и возложении на главу администрации МО ... обязанности разработать указанный план, основаны на полномочиях органов местного самоуправления, установленных п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также п. 23 ч.1 ст. 14 указанного закона, согласно которому к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вместе с тем статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

В ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Из названных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Данный вывод подтверждается также положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 220, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Производство по делу по иску прокурора Устьянского района Архангельской области к главе администрации МО ... о признании незаконным бездействие главы администрации МО ... по не разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и возложении на главу администрации МО ... обязанности разработать план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов – прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения с подачей частной жалобы (представления) через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья - А.М.Рогачева