Дело № 2- 62/ 2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рудаковой А.Н., истца Дмитриевой К.М.,
представителя ответчика – Государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения ...» - Мемноновой О.В.,
при секретаре Бова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря Дмитриевой К.М. о возложении обязанности: на ГУ «ОСЗН ...»- включить в регистр несовершеннолетних узников Дмитриеву К.М., как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области - выдать свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Дмитриевой К.М. о возложении обязанности на ГУ «ОСЗН ...» включить в регистр несовершеннолетних узников Дмитриеву К.М. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанность выдать Дмитриевой К.М. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря. Требования мотивированы тем, что Дмитриева К.М. ...г. рождения относится к категории несовершеннолетних узников концлагеря, проживает в неблагоустроенной квартире, признанной непригодной для проживания, не отвечающей установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением главы администрации МО ... от ...г. ... Дмитриева К.М. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях реализации прав, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах». Однако ГУ «ОСЗН по ...» отказало Дмитриевой К.М. в праве на обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 7.05.2008 г., ссылаясь, что законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, правом на получение ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, не приравнивая их к таковым в полном объеме. Полагает, что отказ ГУ «ОСЗН по ...» нарушает право Дмитриевой К.М. на обеспечение жильем в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Рудакова А.Н. поддержала заявленные требования, приведя аналогичные доводы, кроме того ссылается на то, что истец, как бывший несовершеннолетний узник концлагеря, в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. имеет право на установленные для участников ВОВ льготы, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О Ветеранах» - в т.ч. и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Также указала, что Постановлением администрации Архангельской области от 2.04.2007 года установлен порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем ветеранов, которым предусмотрено, что учет граждан ведет отделение социальной защиты, формируя регистры граждан, а Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области выдает свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Истец Дмитриева К.М. поддержала исковые требования. Суду пояснила, что является бывшим узником концлагеря, имеет соответствующее удостоверение и согласно указу Президента имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Она проживает в неблагоустроенной квартире по адресу ..., которая признана непригодной для постоянного проживания. Она обращалась в ГУ «ОСЗН по ...», чтобы ее включили в реестр и выдали свидетельство на получение жилого помещения, но ей отказали, в связи с чем, была вынуждена обратиться в прокуратуру Устьянского района.
Представитель ответчика - ГУ «ОСЗН по ...» Мемнонова О.В. с исковыми требованиями не согласна, считает, что Федеральный Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., установив положение, согласно которому бывшим узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Ссылается также на статью 2 ФЗ «О ветеранах», в которой бывшие несовершеннолетние узники не поименованы как участники ВОВ. Полагает, что несовершеннолетние узники концлагерей обеспечению жильем в рамках реализации Указа президента от 7 мая 2008 года № 714 не подлежат.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями прокурора не согласен. Ссылаются на разъяснение Минрегионразвития РФ от 19 марта 2010 года № 1096-СК/07, которым разъяснено, что законом бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не идентифицированы с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны. Кроме того, ссылаются на то, что в бюджет Архангельской области поступают средства федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки по предоставлению жилья только для ветеранов Великой Отечественной войны.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В судебном заседании установлено, что Дмитриева К.М. ...г. обратилась в прокуратуру Устьянского района Архангельской области с заявлением о проверке правомерности отказа ГУ «ОСЗН по ...» в обеспечении ее жильем, как несовершеннолетней узницы концлагеря. В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов гражданина в рамках предоставленных ему законом полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Реализуя конституционные положения, Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Закона «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ...г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что Дмитриева К.М. ...г. года рождения, относится к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, что подтверждается удостоверением Серии РА ... и не оспаривается представителем ГУ «ОСЗН по ...».
Как следует из копии лицевого счета ... от ...г., поквартирной карточки, ксерокопии паспорта, информации МО ..., справки ... от ...г. истец Дмитриева К.М. зарегистрирована и проживает по адресу ....
Согласно справке администрации МО ... от ...г. ... квартира ..., находящаяся в муниципальном жилом доме по адресу: ..., ...г. постройки, площадью ... квадратных метров, неблагоустроенная. Технический паспорт на квартиру отсутствует.
Из акта обследования помещения от ...г. ... и заключения межведомственной комиссии от ...г. ... следует, что жилая квартира ... по адресу ..., признана непригодной для постоянного проживания, как не отвечающая установленным для жилых помещений требованиям. Основание и несущие конструкции квартиры в двухквартирном доме имеют разрушения и повреждения, повлекшие деформацию основания и образования трещин, снизивших их несущую способность и ухудшивших эксплуатационные свойства конструкций жилого дома, что влечет невозможность проживания в нем граждан.
Постановлением Главы МО ... от ...г. ... Дмитриева К.М. была принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в целях реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 51 ч. 1 ЖК РФ Дмитриева К.М. обоснованно принята и состоит на учете по месту жительства как нуждающаяся в жилом помещении. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Заявление Дмитриевой К.М. на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья принято руководителем ГУ «ОСЗН» по ... ...г..
Письмом от ...г. ... руководитель ГУ «ОСЗН по ...» сообщила Дмитриевой К.М. о том, что несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 7.05.2007 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны», не подлежат, поскольку не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны.
Согласно п. 8 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22.02.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и из союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узниками фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Норма пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ направлена на обеспечение повышенной социальной защищенности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Данный Федеральный закон, фактически сохранил для данной категории граждан тот же объем мер социальной поддержки, ранее установленный Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны». При этом согласно п. 2 данного Указа льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Из прямого толкования вышеназванных норм, следует, что по объему мер социальной поддержки и льгот бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не признанные инвалидами, приравнены к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Кроме того, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7.07.1999 года утверждено разъяснение «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», в п.5 которого указано на то, что Указом Президента РФ от 15.10.1992 года не определен объем льгот, а указана только категория, к которой они приравнены. Поскольку с выходом ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников войны предусмотрены льготы соответственно ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Поскольку обеспечение жилыми помещениями является, в силу ст. 15 ФЗ «О ветеранах» мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей распространены меры социальной поддержки установленные для таких категорий граждан, доводы истца о том, что он подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года, обоснованы.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Во исполнение положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 N 58-па (ред. от 13.12.2010 N 378-пп) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок).
Согласно п. 6 Порядка, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, проживающие на территории Архангельской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе участники Великой Отечественной войны. Как видно из п. 2 порядка меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме: 1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения; 2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных за счет бюджетных ассигнований по договорам социального найма. Истец настаивает на предоставлении социальной поддержки в форме субсидии.
В соответствии с п. 12 Порядка Государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, и, согласно п. 14, формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 21 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в соответствии с утвержденными списками получателей субсидий выдает получателю субсидии свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (далее - свидетельство) на основании личного заявления получателя субсидии.
Проанализировав положения действующего законодательства, учитывая, что истец является несовершеннолетним узником концлагерей, в связи с чем, ей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, суд находит отказ ГУ «ОСЗН по ...» о включении в регистр несовершеннолетних узников Дмитриевой К.М. как нуждающейся в улучшении жилищных условий не соответствующим закону.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
В ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны участники Великой Отечественной войны.
При этом, по мнению суда, положения закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников Великой Отечественной войны, не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 15 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Доводы Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области и ГУ «ОСЗН по ...» о том, что закон, который говорит о праве бывших узников на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме, отклоняются судом как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм закона. Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от ...г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Федеральный закон «О ветеранах» в статье 15 Федерального закона «О ветеранах» предоставляет участникам Великой Отечественной войны такую меру социальной поддержки, как улучшение жилищных условий.
Разъяснение Министерства Регионального развития Российской Федерации, содержащее в письме от ...г., на которое ссылаются ответчики, не может быть принято судом во внимание, поскольку официально в Минюсте РФ не зарегистрировано, существенно ухудшает положение бывших узников фашизма, и кроме того, фактически противоречит ранее изданному Постановлению Минтруда и соцразвития РФ от 7.07.1999 года. Разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 не являются нормативно-правовым актом. Кроме этого, Министерство регионального развития РФ в пределах своей компетенции согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 26 января 2005 года № 40, не уполномочено давать официальные разъяснения Федеральному закону «О ветеранах», а согласно п. 9 Положения при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан.
Выделение из федерального бюджета бюджету Архангельской области субвенций на реализацию мер социальной поддержки без учета категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не может ограничивать право истца на соответствующую меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, поэтому доводы министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в этой части также признаются несостоятельными. Выделение субвенций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в рамках межбюджетных отношений, участником которых истец не является.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец как бывший несовершеннолетний узник фашизма имеет право на льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, ответчиками незаконно отказано Дмитриевой К.М. о включении в регистр несовершеннолетних узников как нуждающейся в улучшении жилищных условий, и выдаче свидетельства на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря, чем нарушены права истца, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ГУ «ОСЗН по ...» включить в регистр несовершеннолетних узников Дмитриеву К.М. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанность выдать Дмитриевой К.М. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря Дмитриевой К.М.– удовлетворить.
Обязать ГУ «ОСЗН по ...» включить в регистр несовершеннолетних узников фашизма Дмитриевой К.М. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области выдать Дмитриевой К.М. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику фашизма.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Судья - И.А. Заостровцева
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2011 года.