Возложение обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.



Дело № 2-102/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием заместителя прокурора Устьянского района Ручьевой Е.В., представителей ответчика – ГУ ОВД по ... муниципальному району по доверенности Есманского Д.Ю. и Носкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному учреждению «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району» о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному учреждению «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району» ( ГУ ОВД по ...) о признании незаконным бездействия ответчика, в лице начальника по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности и возложении обязанности получить данную лицензию

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района в порядке надзора проверки соблюдения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ГУ «ОВД по ... муниципальному району, установлено, что юридическим лицом в нарушение требований федерального законодательства об охране здоровья граждан, о лицензировании отдельных видов деятельности, в подразделении - изоляторе временного содержания (ИВС)- медицинская деятельность осуществляется без специальной лицензии.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление внутренних дел по Архангельской области (УВД по Архангельской области).

В судебном заседании заместитель прокурора Устьянского района Ручьева Е.В. поддержала исковые требования, привела доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представители ответчика- ГУ ОВД по ... Есманский Д.Ю. и Носков А.А. иск прокурора в части требований о признании незаконным бездействия по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности не признали. Пояснили, что финансирование ОВД на содержание ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета, распорядителем бюджетных средств является УВД по Архангельской области. ОВД по ... с 2006 года ведет работу по решению вопросов финансирования ремонта помещений ИВС и приобретению медицинского оборудования, без чего невозможно получение лицензии. Считают, что лицензия до настоящего времени не получена по независящим от ОВД причинам.

Третье лицо- УВД по ... о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещено надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя суд нее известили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляли, возражений на иск не представили.

Заслушав заместителя прокурора Устьянского района, представителей ГУ ОВД по ..., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ «О прокуратуре в РФ» осуществляют надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Судом установлено, что постановлением главы администрации ... района ... от ...г. зарегистрировано государственное учреждение отдел внутренних дел администрации ... района.

В соответствии с Положением о государственном учреждении «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району», утвержденным приказом начальника УВД по Архангельской области ... от ...г., полное наименование: Государственное учреждение «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району» (сокращенное наименование юридического лица - ГУ ОВД по ...).

В соответствии со свидетельством серии ... Государственное учреждение «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району» внесено в Единый реестр юридических лиц ...г. за основным государственным регистрационным номером .... Согласно свидетельству серии ... ГУ ОВД по ... поставлен на учет в налоговом органе ...г., ИНН ....

В силу п.5 Положения о ГУ ОВД по ..., в своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД РФ, положением, приказами УВД по Архангельской области, а также Уставом Архангельской области.

Судом установлено, что в структуре ГУ ОВД по ... муниципальному району имеется изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, действующий на основании Положения об изоляторе временного содержания и отделении охраны и конвоирования ОВД по ... УВД Архангельской области, утвержденного приказом начальника ГУ ОВД по ... от ...г. ....

В соответствии с п\п 18 п. 17 Положения о ГУ ОВД по ... отдел в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России и в пределах компетенции органов внутренних дел осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование.

Приказом и.о. начальника УВД по ... от ...г. ... утвержден перечень изменений в штатном расписании ОВД по ..., по ИВС предусмотрена должность фельдшера.

Установлено, что фельдшер ИВС ОВД по ... ФИО6 имеет среднее медицинское образование, что подтверждается дипломом ..., имеет сертификат по специальности «Лечебное дело» ..., свидетельство о повышении квалификации от ...г..

Как следует из должностных обязанностей фельдшера ИВС ОВД по ..., утвержденных начальником ОВД по ... от ...г., основной задачей медицинского работника ИВС является, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. Осуществление медицинской деятельности подтверждается представленными документами, в том числе: медицинскими отчетами за 2009 и 2010 г.г., журналами медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с п. 96 ч.1 ст. 17 Федерального Закона № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено обязательное лицензирование медицинской деятельности.

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 в ред. от 30.12.2008 г.), право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. К таким видам деятельности, подлежащим лицензированию, отнесена медицинская деятельность (пункт 96 части 1 статьи 17).

В принятом на основании указанного Федерального закона Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 4).

Совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1115\475 от 31 декабря 1999 г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. В соответствии с пунктами 1 и 8 данной Инструкции медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что виды медицинской деятельности, оказываемой медицинскими работниками ИВС, подпадают под обязательное лицензирование.

Согласно акту по результатам мероприятий по надзору в ИВС ГУ «ОВД по ... муниципальному району» от ...г., в ГУ «ОВД по ... муниципальному району» лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует. Отсутствие лицензии в ГУ «ОВД по ... муниципальному району» также подтверждается сообщением и.о. начальника МОБ УВД по Архангельской области, от ...г. ..., иными материалами дела.

Осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии не оспаривается представителями ответчика.

Согласно Положению о ГУ ОВД по ... отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, выступает истцом и ответчиком в суде (п.9); возглавляет отдел начальник отдела внутренних дел по ... муниципальному району (п.19), который, согласно п. 20 Положения, руководит деятельностью отдела и подчиненных подразделений (подп. 1), обеспечивает соблюдение законности в деятельности отдела и подчиненных подразделений (подп. 8), представляет в судах интересы отдела, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на отдел и подчиненные ему подразделения задач и функций (подп.33).

На основании приказа начальника УВД по Архангельской области от ...г. ... начальником отдела внутренних дел по ... является ФИО7

Таким образом, согласно Положению о ГУ ОВД по ... начальник отдела внутренних дел по ... муниципальному району во исполнение возложенных на него задач обязан обеспечивать, в том числе, своевременное лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой фельдшером ИВС ГУ ОВД по ....

На основании изложенного доводы представителей об отсутствии бездействия со стороны ответчика- ГУ ОВД по ...-т являются несостоятельными, поскольку принимаемые ими меры являются недостаточными, так как не достигли положительного результата по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности..

Судом установлено, что фельдшер ИВС ГУ «ОВД по ... муниципальному району» осуществляет свою деятельность и оказывает медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений без лицензии, получение которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, осуществление медицинской деятельности без лицензии не допустимо. Отсутствие предусмотренной законом лицензии на осуществление медицинской деятельности нарушает регламентированное Конституцией РФ верховенство закона. Отсутствие лицензии препятствует своевременному и качественному получению медицинской помощи и реализации права граждан на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.

Суд полагает, что исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области о признании бездействия ГУ «ОВД по ... муниципальному району» в лице начальника по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности незаконным и возложении на ГУ «ОВД по ... муниципальному району» в лице начальника обязанности получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, основаны на требованиях действующего законодательства, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному учреждению «Отдел внутренних дел по ... муниципальному району» – удовлетворить.

Признать бездействие ГУ «ОВД по ... муниципальному району» в лице начальника по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности- незаконным.

Обязать ГУ «ОВД по ... муниципальному району» в лице начальника получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья А.М. Рогачева.