Дело № 2-93/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2010 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием заместителя прокурора Устьянского района Архангельской области Ручьевой Е.В., ответчика- главы администрации МО ... Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования ... Ивановой Н.А. о признании противоречащими закону: распоряжения и.о. главы администрации МО ... о приеме ФИО1 на работу на должность муниципального служащего, распоряжения главы администрации МО ... о переводе муниципального служащего ФИО1 на другую работу, возложении обязанности на главу администрации МО ... расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим ФИО1, возложении обязанности принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе, взыскании незаконно выплаченной муниципальному служащему ФИО1 заработной платы,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к Ивановой Н.А. о признании противоречащими закону: распоряжения и.о. главы администрации МО ... о приеме ФИО1 на работу на должность муниципального служащего, распоряжения главы администрации МО ... о переводе муниципального служащего ФИО1 на другую работу на должность муниципального служащего, возложении обязанности на главу администрации МО ... расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим ФИО1, взыскании незаконно выплаченной муниципальному служащему ФИО1 заработной платы в размере ... рублей 03 копейки.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил статус ответчика, заявив свои требования к главе администрации Ивановой Н.А., увеличил заявленные требования и просил, кроме указанных выше требований, возложить на главу администрации муниципального образования ... Иванову Н.А. обязанность принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования ... ФИО1 и главой администрации муниципального образования ... Ивановой Н.А.
Свои требования обосновал тем, что в нарушение требований Федерального закона РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также требований Федерального закона РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распоряжением и.о. главы администрации МО ... Ивановой Н.А. от ...г. ... на работу в администрацию МО ... на муниципальную службу на должность специалиста 1 категории принята ФИО1 ...г. между ФИО1 и Ивановой Н.А. заключен трудовой договор. Распоряжением главы администрации МО ... от ...г. ... ФИО1 переведена на должность муниципальной службы в качестве главного специалиста. Глава администрации МО ... Иванова Н.А. является представителем нанимателя для муниципальных служащих администрации МО ..., в том числе, и для муниципального служащего ФИО1 Замещение ФИО1 муниципальной службы связано с непосредственным подчинением и подконтрольностью главе администрации муниципального образования Ивановой Н.А., которая является для муниципального служащего матерью, что свидетельствует о преимуществе должностного положения, что в свою очередь может привести к конфликту интересов. Не устранение данного конфликта интересов ограничивает права граждан при поступлении на муниципальную службу в администрацию МО .... В соответствии с п.3 ч.1 ст. 19 ФЗ РФ № 25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В результате действий главы администрации МО ... Ивановой Н.А. бюджету МО ... причинен вред в виде незаконно выплаченной заработной платы ФИО1 в сумме ... рублей 03 копейки, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу бюджета МО ... на основании ст. 1064 ГК РФ..
В судебном заседании заместитель прокурора Ручьева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении от 11 апреля 2011 года.
Ответчик- глава администрации МО ... Иванова Н.А. исковые требования прокурора не признала, пояснила, что при принятии на работу дочери на муниципальную службу права граждан на равный доступ к муниципальной службе не нарушала, конфликта интересов между ею и дочерью, ФИО1, на муниципальной службе не возникало и не может возникнуть, по крайней мере, в ближайшие три года, так как дочь в настоящее время находиться в декретном отпуске, затем будет находиться в отпуске по уходу за ребенком до исполнения трех лет, в связи с чем требования о расторжении трудового договора не основаны на законе. Требования о взыскании выплаченной заработной плате также считает не основанными на законе, так как дочь добросовестно исполняла свои должностные обязанности, за что получала денежное вознаграждение согласно штатному расписанию и Положению об оплате труда, утвержденным сессией Совета депутатов поселения.
Третье лицо ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве просила в иске отказать, пояснила, что требуемая к взысканию денежная сумма была выплачена в соответствии с выполненной работой согласно трудовому договору, конфликта интересов на муниципальной службе не возникало, в настоящее время находиться в декретном отпуске и до исполнения ребенку 3-х лет работать не будет, в связи с чем конфликта интересов на муниципальной службе не может быть.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.6 ст. 5 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральным законодательством.
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции».
Проведенной прокурором Устьянского района проверкой установлено, что на муниципальной службе в должности главного специалиста администрации МО ... работает ФИО1, являющаяся дочерью главы муниципального образования ... Ивановой Н.А., которая возглавляет администрацию муниципального образования.
В судебном заседании данные обстоятельства нашли объективное подтверждение на основании совокупности исследованных доказательств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Судом установлено, что на основании результатов досрочных выборов в органы местного самоуправления, постановления ... территориальной избирательной комиссии от ...г. ... «О регистрации главы МО ... по единому избирательному округу на выборах ...г.» и в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 24 Устава МО ... Иванова Н.А. вступила в должность главы МО ... с ...г., что подтверждается постановлением главы МО ... от ...г. ... (л.д.6.)
Согласно ст.ст. 24, 30 Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от ...г. ..., зарегистрированного управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и НАО ...г., глава ... сельского поселения является высшим должностным лицом муниципального образования ..., возглавляет администрацию ... сельского поселения и руководит ею на принципах единоначалия.
...г. на основании распоряжения и.о. главы Ивановой Н.А., ФИО1, была принята в администрацию МО ... в центральный аппарат на должность специалиста 1 категории (л.д.10 ). В тот же день с ней заключен трудовой договор ... (л.д.12-13)
Распоряжением главы администрации МО ... Ивановой Н.А., от ...г. ..., ФИО1 переведена на должность главного специалиста (л.д. 4).
Согласно свидетельству о рождении ... ... ФИО1 является дочерью Ивановой Н.А ( л.д.9).
Как следует из свидетельства о заключении брака ... ..., ФИО1 после заключения брака с ФИО2 присвоена фамилия- ФИО1 (л.д. 14).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ (ред. от 29.10.2010) «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» специалист 1 категории является младшей должностью муниципальной службы сельского поселения, главный специалист- старшей должностью муниципальной службы сельского поселения.
Согласно Положению «Об администрации муниципального образования ..., лица, осуществляющие службу на муниципальных должностях в администрации МО ..., являются муниципальными служащими. Время работы в этих должностях засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о муниципальной службе (п. 5.1). На должностных лиц администрации и муниципальных служащих распространяются ограничения, предусмотренные федеральным и областным законодательством о муниципальной службе (п. 5.2).
В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральными законами о муниципальной службе для муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.
Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Согласно Уставу муниципального образования ... глава ... сельского поселения назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих администрации ... сельского поселения; имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации Бестужевского сельского поселения, имеет право истребовать от указанных муниципальных служащих имеющуюся в их распоряжении информацию, имеет право определять круг вопросов в пределах своей компетенции, по которым он самостоятельно принимает решения, имеет право налагать дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих администрации ... сельского поселения (ст. 25 п.4,6); Муниципальные служащие администрации ... сельского поселения подчиняются главе ... сельского поселения и ответственны перед ним за осуществление возложенных на них полномочий (ст.31 п.2) В соответствии с Положением об администрации муниципального образования ... глава администрации организует и возглавляет деятельность администрации, определяет должностные обязанности муниципальных служащих, назначает и увольняет их, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности (п.2.2)
На основании совокупности изложенного судом установлено, что глава администрации муниципального образования ... Иванова Н.А. является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих администрации МО ..., в том числе и для муниципального служащего ФИО1
Согласно должностной инструкции, утвержденной главой администрации МО ... ...г., главный специалист администрации принимается на работу и освобождается от должности в соответствии с требованиями ТК РФ и на основании распоряжения главы администрации. Главный специалист администрации подчиняется главе администрации.
В силу должностных прав и обязанностей, как то: обеспечивать прием, учет, регистрацию, контроль исполнения документов, информационно-справочное обслуживание и хранение документной информации; осуществлять контроль исполнения документов и поручений руководства, принимать оперативные меры, направленные на своевременное и качественное их выполнение; выполнять работу по документационному обеспечению кадровой деятельности администрации; проводить работу по подготовке и проведению выборов, вносить изменения в списки избирателей; вносить главе администрации предложения по вопросам, входящим в его компетенцию; требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей; работать с документами, имеющими закрытый характер, главный специалист ФИО1 находится в непосредственном подчинении и взаимодействии с главой администрации Ивановой Н.А..
В соответствии с положениями ст. 4 Закона № 25-ФЗ одним из принципов муниципальной службы определена ответственность муниципального служащего за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Исходя из положений п.п.5.1, 5.2 должностной инструкции муниципальный служащий ФИО1 несет ответственность за небрежное, халатное отношение к своим должностным обязанностям, за качество документов, предоставляемых на подпись главе администрации, сохранность документации, разглашение сведений, имеющих скрытый характер.
На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу, что профессиональную деятельность и компетентность муниципального служащего ФИО1 оценивает ее мать, глава МО ... Иванова Н.А., возглавляющая администрацию муниципального образования. Замещение ФИО1 муниципальной службы связано с непосредственным подчинением и подконтрольностью главе администрации Ивановой Н.А., которая является её матерью, что свидетельствует о преимуществе должностного положения, что в свою очередь может привести к конфликту интересов.
Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и далеко не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт, в связи с чем суд относится критически к доводам ответчика и третьего лица о невозможности возникновения конфликта интересов на муниципальной службе вследствие их несостоятельности.
На основании совокупности изложенного суд также не принимает и показания свидетелей ФИО4 и ФИО3 о том, что между главой администрации МО ... Ивановой Н.А. и ее дочерью, работающей в администрации в должности главного специалиста, не было и нет конфликтной ситуации, как не основанные на законе.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит, что вероятность возникновения конфликта интересов в администрации МО ... между муниципальным служащим ФИО1 и главой администраций Ивановой Н.А. имеется.
Статьей 14.1 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Суд установил, что совместная профессиональная деятельность на муниципальной службе Ивановой Н.А., как главы МО ..., возглавляющей администрацию муниципального образования, и главного специалиста администрации ФИО1, может повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым. Муниципальная служба имеет особый статус, при её прохождении законодателем предусмотрены определенные ограничения. Имеющие место родственные отношения муниципального служащего ФИО1 и главы администрации муниципального образования Ивановой Н.А. могут привести к возникновению конфликта интересов.
В соответствии с ч.3 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон о муниципальной службе № 25-ФЗ) представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что прокурор правомерно поставил вопрос о признании незаконными распоряжений от ...г. ... о приеме на работу ФИО1, и от ...г. ... о переводе ФИО1 на другую работу, а также возложении на главу администрации муниципального образования Иванову Н.А. обязанности принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации МО ... ФИО1 и главой администрации МО ... Ивановой Н.А.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Как следует из п.3 ч.1 ст. 19 ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в РФ» трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 указанного Федерального закона.
Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм закона трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе работодателя, а может быть и не расторгнут. Выбор мер в целях предотвращения возникновения конфликта интересов является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), комиссии по урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления.
Кроме того, согласно листку нетрудоспособности серии ..., свидетельства о рождении ФИО1, родившегося ...г., следует, что ФИО1 в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Исходя из данных конституционных положений законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для тех работников с семейными обязанностями, которые в силу указанного обстоятельства не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях.
Часть четвертая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающая расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса), относится к числу специальных норм, предоставляющих повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, - как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Устьянского района в части возложения обязанности на главу администрации муниципального образования ... расторгнуть трудовой договор с ФИО1, поскольку в силу указанного выше закона в настоящее время это недопустимо.
Суд приходит к выводу, что не состоятельны требования прокурора и о взыскании на основании ст. 1064 ГК РФ с главы администрации МО ... в пользу бюджета муниципального образования выплаченной ФИО1 заработной платы в размере ... рублей 03 копейки.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на оплату труда в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Суду не представлено доказательств того, что выплатой заработной платы муниципальному служащему имуществу юридического лица причинен вред, выплата заработной платы производилась в соответствии с трудовым договором за фактически выполненную работу.
Свидетели ФИО4 и ФИО3 в судебном заседании подтвердили, что ФИО1 квалифицированный специалист, добросовестно исполняла свои должностные обязанности в соответствии с условиями трудового договора.
Прокурором указанные обстоятельства не оспариваются. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
На основании совокупности изложенного суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, а именно в части признания незаконными распоряжений от ...г. ... о приеме на работу ФИО1, и от ...г. ... о переводе ФИО1 на другую работу, а также возложения на главу администрации муниципального образования Иванову Н.А. обязанности принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации МО ... ФИО1 и главой администрации МО ... Ивановой Н.А..В остальной части иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что в настоящее время муниципальный служащий ФИО1 не работает (не находится на муниципальной службе) в связи с тем, что находится в декретном отпуске и не может быть уволена до исполнения ребенку трех лет(за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса), суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда в части возложения обязанности на главу администрации муниципального образования принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе в срок до выхода ФИО1 на работу.
Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования ... Ивановой Н.А. - удовлетворить частично.
Признать распоряжение исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования ... Ивановой Н.А. от ...г. ... о приеме на работу ФИО1 на должность специалиста первой категории администрации МО ..., и распоряжение главы администрации муниципального образования ... Ивановой Н.А. от ...г. ... о переводе ФИО1 на другую работу на должность главного специалиста администрации МО ... - незаконными.
Обязать главу администрации муниципального образования ... Иванову Н.А. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования ... ФИО1 и главой администрации муниципального образования ... Ивановой Н.А. в срок до выхода ФИО1 на работу
В остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья А.М. Рогачева