О признании незаконным бездействия администрации по неосуществлению дорожной деятельноти и возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильных дорог общего пользования



Дело № 2-512/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 октября 2012 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Корелина Н.Ф., представителя третьего лица администрации МО ... Лютова М.Д., специалиста оГИБДД ОМВД России по ... ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия МО «Устьянский муниципальный район» по неосуществлению дорожной деятельности, возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения МО «Устьянский муниципальный район» «Костылево –Аэропорт»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ... Архангельской области о признании незаконным бездействия по неосуществлению дорожной деятельности на автомобильной дороге общего пользования местного значения МО ... ..., возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения МО ... ..., а именно: разработать проект организации дорожного движения; на участке 00 км +00м - 01 км +500 м - привести в соответствие с типом покрытия поверхность асфальтобетонного покрытия (шириной 6 м) проезжей части дороги; участок 00км+00м - 01 км +500 м - привести в соответствии с ГОСТ 50597 - 93, устранить повреждение обочин; на участке 00 км +300 м (справа) - устранить нарушение поперечного профиля дороги, устранить повреждение обочин; на участке 00 км + 400 м (слева) - устранить нарушение поперечного профиля дороги, устранить повреждение обочин; на участке 00 км +800 м (слева) - устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги; на участке 01 км +00 м (справа) - устранить нарушение поперечного профиля дороги; участок 01 км +050 м – 01 км+150 м - привести в соответствии с ГОСТ 50597-93, устранить повреждение обочин, устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги; на участке 01 км+500 м - обозначить сигнальными столбиками дорожную водопроводную трубу, устранить повреждение обочин (промоины) в районе оголовков трубы; на участке 00 км +300 м- 01 км +500 м - привести в соответствие верхний слой покрытия проезжей части дороги. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ... с привлечением старшего государственного инспектора дорожного надзора оГИБДД ОМВД России по ... ФИО1 проведена плановая проверка, в ходе которой установлено нарушение администрацией МО ... действующего законодательства о дорожной деятельности при содержании находящейся в собственности МО... автомобильной дороге общего пользования местного значения ..., что создает опасность для жизни и здоровья граждан ( неопределенного круга лиц).

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. исковые требования прокурора Устьянского района поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Корелин Н.Ф. в судебном заседании пояснил, что администрация МО ... Архангельской области исковые требования не признает по причине отсутствия финансовых средств на устранение выявленных недостатков в содержании указанной дороги. Не оспаривает, что данная дорога находится в муниципальной собственности района, полномочия по содержанию указанной дороги поселению не переданы, дорога активно эксплуатируется. В случае удовлетворения иска просил установить срок исполнения решения суда до ...г. с учетом объема и сезонного характера работ по устранению выявленных недостатков в содержании дороги.

Представитель третьего лица - администрации МО ...- Лютов М.Д. иск прокурора поддержал, также поддержал доводы представителя ответчика о необходимости предоставления достаточного времени для устранения выявленных недостатков.

Суд, заслушав стороны, третье лицо, специалиста, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании п.4 ст. 27 и п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Под неопределенным кругом лиц следует понимать круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве заявителей (истцов), указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках, предоставленных ему законом полномочий.

На основании ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу статьи 12 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ от 08.11.2007 г. № 257- ФЗ) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закона от 08.112007 года № 257-ФЗ) под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 10 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО ... (л.д.11) автомобильная дорога ... протяженностью 2 км включена в реестр муниципального имущества МО ... за ..., на основании распоряжения главы администрации Архангельской области ... р от ...г., акта о приеме- передаче от ...г..

Таким образом, ответчик является собственником спорной автомобильной дороги.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3, а также п/п 5 п.1 ст.10 Устава муниципального образования «..., к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию вышеуказанных автодорог относится к полномочиям администрации МО ...».

Как следует из акта контрольной проверки текущего эксплуатационного состояния улично – дорожной сети на территории ... от ...г.. старшим государственным инспектором дорожного надзора оГИБДД ОМВД России по ... ФИО1 с участием представителя администрации МО ... -заведующим отделом экономики ФИО2 на основании требования прокурора Устяьянского района от ...г. года произведена контрольная проверка текущего эксплуатационного состояния автомобильной дороги .... При проверке выявлены следующие нарушения: нет проекта организации дорожного движения ; на участке 00 км +00м- 01 км +500м-загрязнена поверхность асфальтобетонного покрытия (шириной 6 м) проезжей части дороги материалом, использованным для заделки выбоин (щебень, песок), не соответствующим типу покрытия; на участке 00 км +00м - 01 км +500м выбоины, превышающие предельные размеры ГОСТ 50597-93, имеется повреждение обочин; на участке 01 км +300м (справа) - нарушение поперечного профиля дороги, поперечный уклон более допустимого, повреждение обочин; на участке 00 км +400м (слева) -нарушение поперечного профиля дороги, поперечный уклон более допустимого, повреждение обочин; на участке 00 км +800м (слева) -возвышение обочин над проезжей частью; на участке 01 км +00м (справа) -нарушение поперечного профиля дороги; поперечный уклон более допустимого; участок 01 км +050м – 01 км+150 м просадки на проезжей части дороги, превышающие предельные размеры ГОСТ 50597-93, повреждение обочин, возвышение обочин над проезжей частью; на участке 01 км+500м дорожная водопроводная труба не обозначена сигнальными столбиками, нарушение обочин (промоины) в районе оголовков трубы; на участке 00 км +300м- 01 км +500м-истирание верхнего слоя покрытия проезжей части дороги из асфальтобетона с образованием неровностей в виде выступающего щебня.

Представитель администрации МО ... ФИО2 с нарушениями, указанными в акте согласился, акт подписал без замечаний.

Все перечисленные нарушения не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, и являются прямым нарушением требований технических регламентов, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения.

Специалист оГИБДД ОМВД России по ... ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ранее указанная дорога была регионального значения, средства в ее содержание не вкладывались, после передачи дороги в муниципальную собственность района меры по ее содержанию также не принимаются, дорога интенсивно эксплуатируется юридическими лицами, асфальто-бетонное покрытие дороги в значительной степени разбито, при установлении срока исполнения решения суда до ...г. в целях безопасности дорожного движения необходимо принимать меры по ограничению движения транспортных средств по указанной автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального района.

Ответчиком доказательств, свидетельствующих об устранении указанных в акте нарушений, в суд в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Согласно п.1 ст. 22 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Требования к состоянию автомобильных дорог закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221.

Согласно пп.1 п. 15 разд. 4 приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в прочие работы по содержанию входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Согласно п. 3 Государственного стандарта РФ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. (п.3.1.1.) Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.( 3.1.2.)Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2 (3.1.3).

Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.(п.3.2.1) Повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать установленных значений(п.3.2.3)

Согласно п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2004, сигнальные столбики устанавливают па автомобильных дорогах без искусственного освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений, в том числе у водопропускных труб - по три столбика с каждой стороны дороги через каждые 10 м до и после трубы.

Суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на МО ... о признании незаконным бездействия по неосуществлению дорожной деятельности на автомобильной дороге ... и ликвидации нарушений в содержании данных автодорог основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

На основании изложенного иск прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств не являются основанием для освобождения от исполнения обязанности ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель ответчика просил установить срок исполнения решения суда до ...г.. Суд находит указанный срок обоснованным, достаточным для исполнения решения суда, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо осуществить в целях исполнения решения суда.

Оснований для взыскания с ответчика при удовлетворении иска государственной пошлины не имеется, так как на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения МО ....

Обязать администрацию муниципального образования ... Архангельской области ликвидировать нарушения в содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения МО ... ... путем устранения выявленных недостатков, а именно:

разработать проект организации дорожного движения;

на участке 00 км +00м - 01 км +500м-привести в соответствие с типом покрытия поверхность асфальтобетонного покрытия (шириной 6 м) проезжей части дороги;

участок 00км+00м - 01 км +500м привести в соответствии с ГОСТ 50597-93, устранить повреждение обочин;

на участке 00 км +300м (справа) устранить нарушение поперечного профиля дороги, устранить повреждение обочин;

на участке 00 км +400м (слева) устранить нарушение поперечного профиля дороги, устранить повреждение обочин;

на участке 00 км +800м (слева) устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги;

на участке 01 км +00м (справа) устранить нарушение поперечного профиля дороги;

участок 01 км +050м – 01 км+150 м привести в соответствии с ГОСТ 50597-93, устранить повреждение обочин, устранить возвышение обочин над проезжей частью дороги;

на участке 01 км+500м обозначить сигнальными столбиками дорожную водопроводную трубу, устранить повреждение обочин (промоины) в районе оголовков трубы;

на участке 00 км +300м- 01 км +500м-привести в соответствие верхний слой покрытия проезжей части дороги.

Установить срок исполнения решения суда до ...г..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Устьянский районный суд

Председательствующий А.М.Рогачева