Дело № 2-535/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2012 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рузаева О.Н., представителя ответчика администрации МО ... Духанина Д.Н., представителя третьего лица – ООО ... Чертова Ю., при секретаре Федоровой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности организовать и обеспечить оборудование площадки для размещения сборника отходов (контейнерной площадки) вблизи жилого дома, установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... с иском о возложении обязанности оборудовать площадку для размещения сборника отходов (контейнерной площадки) вблизи жилого дома № ... по ул. ... в п. ... Устьянского района Архангельской области. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения администрацией МО ... требований природоохранного законодательства выявлены нарушения закона, а именно, напротив жилого дома № ... по ул. ... в п. ... Устьянского района Архангельской области, непосредственно на земле установлен контейнер для сбора твердых бытовых отходов, площадка для установки контейнера не оборудована. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом № ... по ул. ... в п. ... не сформирован, государственный кадастровый учет не проведен, в состав общего имущества земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, на котором расположен контейнер для сбора твердых бытовых отходов, не включен. Непринятие администрацией МО ... соответствующих мер по предотвращению нарушений санитарно-гигиенических требований по обращению с отходами производства и потребления может привести к загрязнению окружающей среды, подвергает риску санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории данного муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рузаев О.Н., представив письменное заявление прокурора, исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика обязанность организовать и обеспечить оборудование площадки для размещения сборника отходов (контейнерной площадки) вблизи жилого дома № ... по ул. ... в п. ..., привел аналогичные доводы. Представитель администрации МО ... Устьянского района Архангельской области Духанин Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, полагает, что исходя из Правил благоустройства данная обязанность должна быть возложена на управляющую компанию ООО ... с которой в .... был заключен договор управления данным многоквартирным домом. Представитель третьего лица – ООО ... Чертов Ю.И., с исковыми требованиями согласен, пояснил, что для складирования твердых бытовых отходов, возле дома № ... по ул. ... в п. ... на необорудованной площадке установлен металлический контейнер, вывоз ТБО осуществляется три раза в неделю, указал, что площадка для контейнеров для сбора ТБО не оборудована, так как место для установки контейнеров с органом местного самоуправления и органом Роспотребнадзора не согласовано, межевание данного участка не проводилось. Суд, заслушав стороны, специалиста исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; на ее защиту от негативного воздействия; на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положениями ч. 2 и ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ч. 1 ст. 12 указанного выше Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредных воздействий на человека факторов среды обитания. В силу ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно п.п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Соблюдение вышеуказанных требований федерального и местного законодательства направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.п. 18, 20 ст.7 Устава муниципального образования ... к вопросам местного значения ... отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение генерального плана Октябрьского городского поселения, правил землепользования и застройки, осуществление земельного контроля за использованием земель Октябрьского городского поселения Согласно ст.ст. 26 указанного Устава администрация ... городского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ... городского поселения и наделена Уставом полномочиями по организации и обеспечению решения вопросов местного значения. Как установлено в судебном заседании, на территории МО ... в районе дома № ... по ул. ... в п. ... Устьянского района Архангельской области установлен контейнер для сбора ТБО, с нарушением п.п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями сторон в судебном заседании, материалами дела, в том числе фотографиями, и фактически сторонами не оспаривается. Как следует из материалов дела, собственниками многоквартирного жилого дома № ... по ул. ... в п. ... с ООО ... заключен договор ... от ...г. на управление жилым домом. Согласно сообщению администрации МО ... ... от ...г., информация о сформировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка земельного участка по адресу: ... отсутствует. По сообщению заместителя начальника территориального отдела Роспотребнадзора в ... ФИО1 от ...г., ..., ...г. в ... металлический контейнер с деревянной крышкой установлен непосредственно на земле напротив жилого дома № ... по ул. ... и около земельного участка жилого дома № ... по ул. ... в п. ... Устьянского района Архангельской области в нарушение требований п. 8.2.5 САанПиН 2.1.2.2645-10. В судебном заседании специалист Роспотребнадзора ФИО1 также пояснила, что в нарушение Санитарных правил контейнер был установлен без оборудования специальной площадки с водонепроницаемым покрытием под него. Кроме того, ссылается на то, что в нарушение Санитарных правил содержания территорий населенных мест, в поселении отсутствует генеральная схема очистки, и администрацией МО ... не была согласована схема размещения контейнерных площадок с территориальным отделом Роспотребнадзора в ..., не утверждены нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год и т.п. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось, доказательств обратного суду не представлено. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета депутатов МО ... ... от ...г. утверждены Правила благоустройства территории МО ... (далее Правимла), которыми установлены единые и обязательные для исполнения требования в сфере внешнего благоустройства и озеленения, а также порядок уборки и содержания территории МО ... В силу п. 1.3 Правил их требования направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения. Суд считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что требования прокурора необоснованны, поскольку администрацией МО ... были приняты Правила благоустройства и тем самым обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора исполнены. Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 (Санитарные правила содержания территорий населенных мест) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов. Однако администрацией МО ... нормы Санитарных правила содержания территорий населенных мест, не исполнены надлежащим образом, в частности, не утверждена генеральная схема очистки, не была согласована схема размещения контейнерных площадок, не утверждены нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год. Судом установлено, что земельный участок в жилом секторе по адресу ул. ... в п. ..., на котором расположен контейнер для сбора ТБО, находится в ведении МО ..., однако документы об отводе земельного участка под размещение контейнерной площадки не оформлены. Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований. При этом нахождение земельного участка на балансе не муниципального образования, а балансе иного юридического лица в силу гражданско-правовых отношений, либо отсутствие оформления земельного участка, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения указанных обязанностей, если это прямо не предусмотрено законом. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в силу закона на администрации МО ... лежит обязанности по организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Непринятие МО ... мер по организации контейнерных площадок в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, что нарушает гарантированное законом право граждан - жителей МО ... на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории данного муниципального образования. Исходя из вышеизложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации МО ... удовлетворить. Возложить на администрацию муниципальное образование ... обязанность организовать и обеспечить оборудование площадки для размещения сборника отходов (контейнерной площадки) вблизи жилого дома № ... по ул. ... в п. ... Устьянского района Архангельской области соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Судья Г.А. Чеснокова