Дело № 5-11/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 20 июня 2011 года п. Октябрьский Судья Устьянского районного суда Архангельской области Васильева Н.В,, с участием:помощника прокурора Устьянского района Перфильевой Ю.А., законного представителя ГУ ОВД по ... муниципальному району ФИО1, защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Есманского Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении: государственного учреждения ..., расположенного по адресу: ..., ..., по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: В ходе проведения в период с ...г. по ...г. прокуратурой Устьянского района Архангельской области проверки соблюдения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в ИВС ГУ ... установлено, что юридическое лицо государственное учреждение ..., расположенное по адресу:..., в период, подвергнутый проверке, то есть с ...г. по ...г., без специальной лицензии осуществляет медицинскую деятельность, путем активного выявления инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИБС, в результате проведения их медицинских осмотров при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращении за медицинской помощью, при убытии из ИВС фельдшером ИВС ОВД по ... ФИО3, состоящей с ГУ ОВД по ... в трудовых отношениях с ... года. По данному факту ...г. прокурором Устьянского района Архангельской области Пономаревым Р.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении государственного учреждения ... по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, с которым законный представитель юридического лица ознакомлен, ему разъяснены процессуальные права и обязанности, заявлений и ходатайств не поступало, из объяснения следует, что медицинская деятельность для ИВС ГУ ОВД по ... не является основной. В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Перфильева Ю.А. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просила признать государственное учреждение ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа. В судебном заседании законный представитель ГУ ОВД по ... ФИО1, защитник юридического лица Есманский Д.В. признали вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, пояснив, что приказом и.о. начальника УВД по ... от ...г. ... в ИВС введена должность фельдшера. Исходя из должностных обязанностей фельдшера, основной задачей медицинского работника ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. Лицензия государственным учреждением не получена по независящим от ОВД причинам. Просят суд ограничиться наказанием в виде предупреждения, поскольку учреждение привлекается к административной ответственности впервые, лицам, содержащимся в ИВС ОВД по ... с момента введения должности фельдшера вред здоровью не причинялся, заключен договор с МУЗ ... на оказание квалифицированной медицинской помощи, принимаются меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Наложение штрафа на учреждение затруднит вопрос финансирования ремонта помещений ИВС и приобретения медицинского оборудования, без которых невозможно получение лицензии. Заслушав помощника прокурора Устьянского района Перфильеву Ю.А., законного представителя ГУ ОВД по ... ФИО1, защитника Есманского Д.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что вина ГУ ОВД по ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, нашла свое подтверждение. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьей 17 (п.96) Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено обязательное лицензирование медицинской деятельности, осуществление медицинской деятельности без лицензии не допустимо. В соответствии с п. 4 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.01.2007 т. № 30 медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе доврачебной помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающем и медицинские осмотры. Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г. право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением главы администрации ... ... от ...г. зарегистрировано государственное учреждение отдел внутренних дел администрации .... Согласно п. 19, п.20 Положения о государственном учреждении ..., утвержденного приказом начальника УВД по ... ... от ...г., отдел возглавляет начальник отдела внутренних дел по ..., он руководит деятельностью отдела и подчиненных подразделений (подпункт 1 п.20), обеспечивает соблюдение законности в деятельности отдела и подчиненных подразделений (подп. 8 п.20), представляет в судах интересы отдела, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на отдел и подчиненные ему подразделения задач и функций (подп. 33 п.20), который является его законным представителем. Приказом начальника УВД по ... от ...г. ... начальником отдела внутренних дел по ... назначен ФИО1. На основании Положения об изоляторе временного содержания и отделении охраны и конвоирования ОВД по ... УВД ..., утвержденного приказом начальника ГУ ОВД по ... от ...г. ..., в структуре ГУ ОВД по ... действует изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых. В силу п/п 18 п. 17 Положения о ГУ ОВД по ... отдел осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России и в пределах компетенции органов внутренних дел. Приказом и.о. начальника УВД по ... от ...г. ... утвержден перечень изменений в штатном расписании ОВД по ..., предусмотрена должность фельдшера в ИВС. Как следует из должностных обязанностей фельдшера ИВС ОВД по ..., утвержденного начальником ОВД по ... от ...г., основной задачей медицинского работника ИВС является, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. В соответствии с медицинскими отчетами изолятора временного содержания ГУ ОВД по ... за 2009-2010 г.г. ИВС имеет в своем составе 1 медицинское подразделение при 1 штатном медработнике. При этом за 2009 г, медицинским осмотрам подлежало ... лиц, содержащихся в ИВС, а в 2010 г. - ... лиц. Факт осуществления медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) подтверждается актом по результатам мероприятий по надзору в ИВС ГУ ... от ...г., справкой начальника ОВД по ..., справкой и.о. начальника МОБ УВД по ... от ...г.; выпиской из приказа начальника ГУ ОВД по ... от ...г. ... о приеме на работу ФИО3; должностными обязанностями фельдшера ИВС ОВД по ... ФИО3; медицинскими отчетами изолятора временного содержания ГУ ... за 2009-2010 г.г., журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Решением Устьянского районного суда Архангельской области от ...г. удовлетворены исковые требования прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к государственному учреждению .... Бездействие ГУ ... в лице начальника по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности признано незаконным, на ГУ ... в лице начальника возложена обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Решение вступило в законную силу ...г.. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ГУ ... в нарушение требований федерального законодательства об охране здоровья граждан, о лицензировании отдельных видов деятельности осуществляло медицинскую деятельность в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в ИВС. Деятельность заключалась в активном выявлении инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращении за медицинской помощью, при убытии из ИВС. Указанная деятельность не связана с извлечением прибыли. Действия юридического лица - государственного учреждения ... подлежат квалификации по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такай лицензия) обязательно (обязательна). Санкция административного правонарушения по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание на юридических лиц – предупреждение или штраф от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293- ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2011 года). Учитывая характер совершенного административного правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. При выборе вида наказания, суд учитывает, что, административное приостановление деятельности в силу статьи 3.12. КоАП РФ применяется только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Из предоставленных суду материалов, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что угроза жизни и здоровью лицам, содержащихся в ИВС отсутствует, наказание в виде приостановления деятельности не может применено. Фельдшером ИВС проводились медицинские осмотры, выявление больных, а оказание круглосуточной квалифицированной медицинской помощи осуществляется в рамках договора от ...г. МУЗ ..., имеющей лицензию на данный вид деятельности. Отягчающих административную ответственность обстоятельств в судебном заседании не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, является признание вины, раскаяние. При назначении наказания суд учитывает, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности, с ...г. заключен договор об оказании квалифицированной медицинской помощи с МУЗ ..., лицам, содержащимся в ИВС ОВД по ... вред здоровью не причинялся, принимаются меры к получению лицензии. Из буквального смысла толкования нормы закона следует, такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции части 1 статьи 19.20 КоАП РФ. С учетом изложенного, судья полагает возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения. Руководствуясь ст. 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Государственное учреждение ... признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд путем подачи жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Н.В.Васильева