Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).



Дело № 5-21/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

п. Октябрьский 03 октября 2011 года

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А., с участием: помощника прокурора Устьянского района Капустиной Е.В., законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ковалевой Г.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:

муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...», расположенного по адресу: <данные изъяты>, ОГРН ...,

установил:

В ходе проведения в период с 02 сентября по 07 сентября 2011 г. прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей инвалидов установлено, что юридическое лицо муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...», расположенное по адресу ..., в период с ... года по ..., без специальной лицензии осуществляет медицинскую деятельность не связанную с извлечением прибыли.

По данному факту 07 сентября 2011 года прокурором Устьянского района Архангельской области Пономаревым Р.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, с которым законный представитель юридического лица ознакомлен, ему разъяснены процессуальные права и обязанности, заявлений и ходатайств не поступало, из объяснения следует, что лицензия на медицинскую деятельность не получена в связи с отсутствием средств, будет начата подготовка необходимых документов на лицензирование.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Капустина Е.В. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просила признать МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» Ковалева Г.В., вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, признала, пояснив, что МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» осуществляет медицинскую деятельность без специальной лицензии с 2010 года. Данная деятельность осуществляется в интересах детей, посещающих данное учреждение, так как это дети с нарушениями речи, либо с задержкой психического развития. Осуществление медицинской деятельности производится строго в соответствии с назначениями врача невролога МУЗ «...», то есть они только выполняют рекомендации врача. В настоящее время ими принимаются меры для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности: проучены медицинские работники, подготовлены медицинские кабинеты, сделаны заявки на приобретение оборудования для офтальмологического кабинета, заключены договора на утилизацию отходов, направлена заявка в Роспотребнадзор на проведение работ по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Капустину Е.В., законного представителя юридического лица - МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» Ковалеву Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Статьей 17 (п.96) Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено обязательное лицензирование медицинской деятельности, осуществление медицинской деятельности без лицензии не допустимо. В соответствии с п. 4 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.01.2007 т. № 30 медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе доврачебной помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающем и медицинские осмотры.

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г. право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение юридическим лицом требований законодательства об обязательном лицензировании образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкцией которой предусмотрены административные наказания в виде предупреждения, административного штрафа в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...», согласно Уставу учреждения и Свидетельства о государственной регистрации, является юридическим лицом, которое в силу закона и учредительных документов обязано выполнять требования, установленные законами, стандартами, нормами и правилами, действующими на территории России.

В соответствии с лицензией <данные изъяты> МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.

Согласно свидетельству <данные изъяты> МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» поставлено на учет в налоговом органе. МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» в установленном законом порядке прошло государственную аккредитацию, что подтверждается свидетельством <данные изъяты>.

В соответствии с п. 5.2 Устава МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» Центр осуществляет в том, числе лечебно-оздоровительные мероприятия.

Как следует из результатов совместной проверки прокуратуры с ТО Управления Роспотребнадзора ... в МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» из общего количества воспитанников (51 человек) 3 ребенка-инвалида: ФИО1, ... г.р., ФИО2, ... г.р., ФИО3 ... г.р. В нарушение п. 12.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» прием детей в учреждение осуществлено без медицинского заключения. Медицинское обслуживание детей согласно штатному расписанию на 01.09.2011 года должно осуществляться следующим образом: врач-педиатр, медицинская сестра массажа, физиопроцедур, медицинская сестра, врач психолого – медико - педагогической комиссии, вместе с тем учреждение не укомплектовано медицинским персоналом. В состав медицинских учреждений МОУ «...» входит: медицинский кабинет, изолятор, кабинет с физиоаппаратами. Медицинская доврачебная помощь осуществляется врачом-педиатром ФИО4 <данные изъяты>, данные обстоятельства подтверждаются листами назначений. На базе учреждения проводят физиопроцедуры, массаж, ингаляции, ультрафиолетовое облучение носоглотки, электрофорез, парафин, синусоидальные модулированные токи. В нарушение п. 8.9.2 СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» на изделия медицинской техники и медицинского назначения: УВЧ № 30, лампа «Маяк», «Соллюкс», ОКУФ-5, электрофорез «Поток»-1, «Витафон парафинонагреватель, амплипульс-5.1 «Маяк» отсутствует санитарно—эпидемиологическая и гигиеническая оценка, а также отсутствуют паспорта.

В соответствии с Положением о дошкольной группе компенсирующего обучения для детей с задержкой психического развития, утвержденным директором МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» 1 сентября 2010 года, медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей персонала МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказываются бесплатно.

Как следует из приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № ... от ДД.ММ.ГГГГ МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» предоставляет услуги в сфере образования, осуществляет вид деятельности, в том числе проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Установлено, что МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, осуществляя вместе с тем указанный вид деятельности.

Нарушение юридическим лицом МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении требований закона, наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в суде не оспаривалось и подтверждается, помимо пояснений законного представителя юридического лица Ковалевой Г.В., представленными документами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 сентября 2011 года, рапортом помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Капустиной Е.В. от 07 сентября 2011 года, положением о дошкольной группе, компенсирующего обучения для детей с задержкой психического развития, медицинским назначениями, данных об отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтвердившим факт нарушения закона о лицензировании.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» в нарушение требований федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности осуществляло медицинскую деятельность в отношении обучающихся, воспитанников. Указанная деятельность не связана с извлечением прибыли.

Действия юридического лица - муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» подлежат квалификации по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

За указанное правонарушение юридическое лицо подлежит наказанию, при назначении которого учитываются характер правонарушения, совершение правонарушения впервые, причины и условия, его повлекшие, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса – раскаяние законного представителя юридического лица, совершившего административное правонарушение, отсутствие отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствие имущественного и какого-либо иного вреда, или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

С учетом изложенного, в отношении МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» возможно назначить наказание в виде предупреждения, которое в установленной ситуации достаточно для достижения цели административного наказания – предупреждения совершения новых правонарушений юридическим лицом.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «...» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд путем подачи жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.А. Заостровцева