Об отмене постановления в виде дисквалификации.



Мировой судья Радченко С.А.

Дело № 12-3 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

п. Октябрьский 13 января 2011 года

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении Борисовой В.А., защитника Фомина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального образования ... Борисовой В.А. на постановление о назначении административного наказания от 17 декабря 2010 года, вынесенное мировым судьей судебного участка ... Устьянского района Архангельской области Радченко С.А. по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы муниципального образования ... Борисовой В.А., ..., ранее привлекавшейся к административной ответственности по ч. 1 статьи 5. 27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка ... Устьянского района Архангельской области Радченко С.А. от 17 декабря 2010 года должностное лицо - глава муниципального образования ... Борисова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок 1 год.

Глава МО ... Борисова В.А. обратилась в суд с жалобой на данное постановление мирового судьи судебного участка ... Устьянского района Архангельской области Радченко С.А. от 17 декабря 2010 года. Жалобу мотивирует тем, что согласно постановлению ... от ...г. администрации МО ... она вступила в должность главы МО .... В соответствии с Уставом МО ... глава муниципального образования ... одновременно является главой местной администрации. Вопросы, связанные с приемом, увольнением являются компетенцией главы администрации муниципального образования, а не главы муниципального образования. Административное наказание в виде дисквалификации назначено главе территории, наделенной в соответствии законодательством статусом сельского поселения, что в силу закона не возможно. Статьей 26 Устава МО ... закреплен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий главы муниципального образования. Дисквалификации в данном перечне нет. Кроме того, в соответствии с Уставом и Положением МУК ..., комплекс самостоятельно оказывает платные услуги и самостоятельно получает доход, в связи с чем, имелась возможность полной или частичной выплаты заработной платы за счет собственных средств. Просит отменить указанное постановление за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

В судебном заседании глава МО ... Борисова В.А., защитник Фомин А.И. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнив, что Устьянской территориальной избирательной комиссией при вынесении постановления ... от ...г. допущена ошибка, в данном постановлении было указано, что Борисову В.А. зарегистрировали в качестве главы администрации МО .... В настоящее время председатель Устьянской ТИК признала эту ошибку, в данное постановление внесены изменения, на самом деле Борисова В.А. зарегистрирована главой муниципального образования .... На основании Устава МО ... являясь главой муниципального образования ... Борисова В.А. возглавляет и местную администрацию. В полномочия главы муниципального образования входят вопросы местного значения, они определены статьей 25 Устава МО .... Полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений осуществляет глава администрации МО ..., а не глава муниципального образования. В связи с этим считают, что в данном случае дело об административном правонарушении возбуждено в отношении ненадлежащего должностного лица, соответственно административное наказание в виде дисквалификации также применено к ненадлежащему должностному лицу.

Помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецова Е.В. с доводами, изложенными в жалобе, не согласна. Считает, что постановление мирового судьи судебного участка ... Устьянского района Архангельской области Радченко С.А. от 17 декабря 2010 года вынесено обоснованно с соблюдением материального и процессуального законодательства, просит жалобу главы муниципального образования ... оставить без удовлетворения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы и дополнительно представленные документы, выслушав объяснения Борисовой В.А., защитника Фомина А.И., помощника прокурора Устьянского района Кузнецовой Е.В., нахожу постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из обжалуемого постановления Борисова В.А., являясь главой муниципального образования ..., будучи наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, т.е. нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Мировым судьей правильно установлено, что заработная плата директору МУК ... ФИО1 выплачивалась с нарушением установленных сроков выплаты. Так, заработная плата за первую половину октября 2010 года (аванс) в размере ... рублей, выплачена 25 октября 2010 года, при сроке выплаты 20 октября 2010 года; заработная плата за июль 2010 года в размере ... рублей 81 копейка выплачена 10 сентября 2010 года, при сроке выплаты 29 августа 2010 года; заработная плата за август 2010 года в размере ... рублей 43 копейки выплачена 05 октября 2010 года, при сроке выплаты 29 сентября 2010 года.

На момент совершения указанного административного правонарушения глава муниципального образования ... Борисова В.А. ранее подвергнута административному наказанию за совершение аналогичного административного правонарушения по постановлению государственного инспектора труда от ...г.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу, что глава муниципального образования ... Борисова В.А. является должностным лицом, то есть лицом постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющим функции представителя власти, то есть, наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями.

Приведенные обстоятельства явились основанием для признания Борисовой В.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ и назначению наказания в виде дисквалификации, срок 1 (один) год.

Признавая главу муниципального образования ... Борисову В.А. виновной в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и назначая наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год, мировой судья допустил существенное нарушение положений статьи 24.1 КоАП РФ о задачах производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В обоснование своих выводов мировой судья ссылается на нормы статьи 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Между тем, согласно примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Исходя из правового определения должностного лица, как субъекта административной ответственности, глава муниципального образования являющейся выборным лицом, не является таковым субъектом в силу своего статуса по рассматриваемым обстоятельствам.

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Глава муниципального образования поселения, как выборная должность, не относится к лицам указанным в части 3 статьи 3.11 КоАП РФ, к которым может быть применена дисквалификация.

Как следует из материалов дела, Борисова В.А. зарегистрирована главой МО ... на основании постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии от ...г. ... и в соответствии с постановлением администрации МО ... от ...г. ... вступила в должность главы МО ....

В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как следует из статьи 24 Устава МО ... глава муниципального образования является высшим должностным лицом МО ... и возглавляет администрацию МО .... Глава МО ... осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Глава муниципального образования избирается жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

Согласно п. 5 ст. 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования ... являясь главой местной администрации, вправе издавать постановления и распоряжения главы муниципального образования и постановления и распоряжения местной администрации. Постановления и распоряжения главы муниципального образования ... издаются по вопросам реализации компетенции главы муниципального образования как высшего должностного лица. Постановления и распоряжения местной администрации принимаются по вопросам реализации компетенции администрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Устава МО ... администрация осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

МУК ... является муниципальной поселенческой некоммерческой организацией, учредителем которой является МО ....

В соответствии с п. 3.11 Устава МУК ... финансирование по всем статьям расходов МУК ... производится согласно смете расходов Комплекса, утвержденной МО ... и согласованной с отделом культуры администрации МО ....

Директором МУК ... является ФИО1. Трудовой договор (контракт) ... от ...г. с директором МУК ... заключен администрацией МО ... в лице и.о. главы администрации.

В соответствии с дополнительным соглашением ... от ...г. к трудовому договору, заключенному главой администрации МО ... Борисовой В.А. с директором МУК ... ФИО1, установлены следующие сроки выплаты заработной платы: аванс – до 20 числа текущего месяца, заработная плата до 29 числа месяца следующего за отчетным.

Таким образом, вопросы, связанные с приемом на работу, выплатой заработной платы являются компетенцией главы администрации муниципального образования, местной администрации. Указанные нарушения законодательства о труде допущены главой администрации МО ....

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка организации

Как следует из трудового договора, приказа о приеме на работу, учредительных документов работодателем директора МУК ... ФИО1 является администрация МО ... (глава администрации).

Кроме того, статьей 26 Устава муниципального образования МО ... и статьей 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых прекращаются полномочия главы муниципального образования. В указанном перечне не имеется основания прекращения полномочий главы МО, как дисквалификация. Дисквалификация действующего выборного должностного лица органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства.

Исходя из вышеизложенного вывод мирового судьи о том, что Борисова В.А. именно как глава муниципального образования ... является надлежащим субъектом, подлежащим привлечению к ответственности по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, необоснован, и соответственно в действиях Борисовой В.А. отсутствует состав данного административного правонарушения.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования ... Борисовой В.А. подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу главы муниципального образования ... Борисовой В.А. - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка ... Устьянского района Архангельской области Радченко С.А. от 17.12.2010 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования ... Борисовой В.А. - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования ... Борисовой В.А. прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Архангельский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.18 КоАП РФ.

Судья Заостровцева И.А.