...
№ 2- 215/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2010 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Мищенко С.В.,
при секретаре Бариновой Т.А.,
с участием прокурора ... Т.В.И.,
главы ... В.Н.В., представителя администрации ... Б.А.Ю.
представителя администрации Устюженского муниципального района К.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... к администрации ... о понуждении приведения в соответствие с техническими нормами государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 улично-дорожной сети в городе ...,
у с т а н о в и л:
прокурор ... обратился в суд с заявлением к администрации ... о понуждении приведения в соответствии с техническими нормами Госстандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 улично-дорожной сети ..., указав в обоснование своих требований, что прокуратурой ... в ходе осуществления надзора за соблюдением и исполнением законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), допускаемые администрацией .... В ходе проверки обследования дорожно-уличной сети с твердым покрытием в ... установлено, что на дорожном покрытии улиц ... в ... имеются многочисленные выбоины, ямы, превышающие пределы, установленные государственными стандартами, предъявляемыми к качеству дорожного покрытия, что является нарушением требований безопасности дорожного движения.
Так, в соответствии с актом ОГИБДД ОВД ... обследования дорожно-уличной сети от ... в ... на участке улицы ... возле домов ... на участке переулка ... возле домов ...... и ...; на участке переулка ... возле домов ...; переулке ... у дома ..., на участке дороги по ... возле домов ...; пересечение перед переулком ...; на участке улицы ... у домов ... имеются многочисленные выбоины, ямы, превышающие пределы, установленные государственными стандартами, предъявляемыми к качеству дорожного покрытия.
Требования к эксплуатационному состоянию дорог изложены в целом ряде нормативных документов, которые регламентируют различные параметры дорог и их оборудования. Наиболее общие требования, касающиеся безопасности движения, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Этот стандарт устанавливает требования безопасности к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.
Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 Государственного стандарта РФ Р50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. повреждений не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см.
Согласно акту от ... г. указанные повреждения превышают допустимые нормы в несколько раз.
Исполнителем работ по текущему содержанию и ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием в границах ... на основании муниципального контракта ... от ... является ООО «...».
Однако, в связи с недостаточным финансированием требования по содержанию автодорог с твердым покрытием на территории ... ООО «...» не соблюдаются.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на эти цели.
Согласно утвержденного бюджета города на ... год на содержание и ремонт дорог в городе запланировано ...,... тыс. руб., в ... году было запланировано ... тыс. руб. В ... году израсходовано бюджетных средств на содержание и ремонт автомобильных дорог в ... ... тыс. руб., за ... год - ... тыс. руб. За ... год в бюджет города поступило денежных средств от транспортного налога - ... тыс. руб., за ... года ... тыс. руб.
Согласно сведений ОГИБДД ОВД по ...у в городе ... и районе зарегистрировано ... единиц транспортных средств. Кроме того, в летний период машинопоток в районе и городе увеличивается в 1,5-2 раза, что также увеличивает нагрузку на дорожное покрытие.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
По данным ОГИБДД ОВД по ...у износ асфальтобетонного покрытия на дорогах указанных улиц составляет в среднем около 50 %.
На территории района за период за ... годы на указанных улицах произошло 153 ДТП, в результате которых погиб 1 человек, получили телесные повреждения различной степени тяжести 13 человек, материальный ущерб причинен в 153 случаях. В большинстве указанных случаев в качестве сопутствующих факторов ДТП отмечены некачественное дорожное покрытие, отсутствие разметок, дорожных знаков, освещение и т.п. Непринятие мер по устранению нарушений требований безопасности дорожного движения создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов на улицах ....
В соответствии со ст.ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья.
Таким образом, администрацией ... нарушаются гарантированные Конституцией РФ права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Следовательно, права участников дорожного движения на соблюдение требований дорожной безопасности при содержании автомобильных дорог, которые будут гарантировать соблюдение конституционных прав, а именно права на жизнь и охрану здоровья, могут быть защищены в судебном порядке, а именно в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или в арбитражном суде иски в интересах пострадавших.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокуратура РФ - единственная федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны.
На основании изложенного прокурор ... просит обязать администрацию ... привести в соответствие с техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» улично-дорожную сеть в ... на участках улиц ....
Определением суда от ... года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена администрация ... муниципального района.
В судебном заседании прокурор ... Т.В.И. свои требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Глава города Устюжна В.Н.В. являющийся в соответствии с Уставом ... главой администрации ..., в судебном заседании исковые требования признал, но возражал против их удовлетворения, ссылаясь на недостаточность финансирования, которая составляет ... руб. на человека с коэффициентом .... Также пояснил, что он направил письма на имя заместителя ... Р.В.В. с просьбой передать в областную собственность и на содержание департамента дорожного хозяйства и транспорта транзитных улиц города и на имя ... с просьбой оказать помощь в ... году в выделении дополнительных денежных средств для ремонта автомобильных дорог с твердым покрытием в городе в сумме ... млн. рублей, а также в передаче в областную собственность транзитных улиц города. Кроме того, пояснил, что муниципальный контракт с ООО ДСП «...» расторгнут ... года по соглашению сторон, в связи с тем, что данная организация не выполняла свои обязанности, но конкурс на заключение нового контракта на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе ... в настоящее время еще не объявлен. Также пояснил, что вопрос о получении бюджетного кредита на осуществление дорожной деятельности не обсуждался и то, что с момента вступления в должность главы города он получает больше всего замечаний на состояние дорог.
Представитель администрации ... Б.А.Ю. по доверенности заявленные требования признал и пояснил, что требования справедливы, есть желание привести дороги в порядок, но каким образом это сделать, средств недостаточно. Дороги городу не переданы, они не являются имуществом города, но они не отказываются их обслуживать, не отказываются содержать дороги. Статьи расходов на капитальный ремонт нет, есть статья на содержание дорог. По переулку ... износ дороги составляет ...%, по ... – ...%, там невозможно производить ямочный ремонт. Чтобы сделать ремонт картами нужно ... тыс. рублей на одну карту, а необходимо ... карты это ... млн. рублей, получается, что все денежные средства, предусмотренные контрактом на ремонт дорог, они израсходуют. Деньги на паспортизацию дорог выделяются из областного бюджета только на сельские поселения, на городские поселения деньги не выделялись, поэтому паспортизация может продлиться еще лет ....
Представитель третьего лица – администрации ... муниципального района К.Е.А. по доверенности в судебном заседании пояснил, что заявленные требования являются обоснованными, также пояснил, что в настоящее время паспортизация дорог не окончена, поэтому дороги в собственность ... не переданы.
Суд выслушав прокурора района, главу ..., представителя администрации ..., представителя администрации ... муниципального района, исследовав материалы дела считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 1 Устава ... закреплено, что ... является муниципальным образованием и имеет статус городского поселения л.д. 47). Кроме того, Устав относит к вопросам местного значения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ..., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 3 л.д. 48)).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 3 использует основные понятия для целей закона, в частности, в п. 6 указано, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Следовательно, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены работы по содержанию автомобильных дорог местного значения, ремонту автомобильных дорог местного значения, а также и по капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения.
В городе ... к полномочиям администрации ... относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ..., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 30 Устава л.д. 85)).
На основании п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Такой перечень, называемый реестр объектов недвижимости (муниципальные дороги и дорожные сооружения) ..., утвержден решением Совета ... от ... г. ..., в который включены, в том числе, улицы ..., а также переулки ... л.д. 188-191), которые входят в границы территории ... л.д. 164) и, в отношении которых заявлены исковые требования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик в соответствии с законодательством обязан осуществлять не только содержание, но и ремонт автомобильных дорог местного значения.
То обстоятельство, что автомобильные дороги местного значения до настоящего времени не переданы в муниципальную собственность ... не может служить основанием для освобождения ответчика от содержания и ремонта данных дорог, т.к. такая обязанность возложена на него указанными выше Федеральными законами.
Суд в данной связи учитывает, что согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории ... муниципального района утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 08.04.2005 г. № 369, следовательно, дороги, находящиеся в границах ..., не вошедшие в данный Перечень, должны быть переданы в муниципальную собственность, однако это до настоящего времени не сделано в связи с отсутствием паспортизации дорог. Этот процесс по словам представителя ответчика Б.А.Ю. и представителя администрации Устюженского муниципального района может затянуться на несколько лет, тогда как содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения необходимо проводить постоянно.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что несмотря на то, что дороги местного значения не переданы в собственность ..., ответчик обязан проводить работы по их содержанию и ремонту.
Кроме того, суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Пункт 2 данной статьи (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) устанавливает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, т.е. на ответчика по настоящему делу.
Суд не может принять возражений главы города и представителя ответчика о недостаточном финансировании дорожной деятельности, т.к. их ссылки на закон Вологодской области от 16.07.2005 г. № 1323-ОЗ «О нормативах расходных потребностей» в этой части не состоятельны в виду следующего.
Согласно п. 1 данного закона нормативы расходных потребностей – показатели, применяемые для оценки расходных обязательств по вопросам местного значения в целях межбюджетного регулирования при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год и среднесрочного финансового плана.
Иными словами указанные нормативы применяются только при формировании областного бюджета, т.к. в п. 3 указанного закона установлено, что установленные нормативы не являются планируемыми или рекомендуемыми показателями, определяющими расходы бюджетов поселений.
В судебном заседании глава города пояснил, что в бюджете ... на дорожную деятельность предусмотрена только сумма в размере 333 руб. на человека с учетом поправочного коэффициента 0.74, как установлено указанным выше законом области, однако в судебном заседании также установлено, что в городском поселении не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, а также правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, которые должны быть утверждены органом местного самоуправления в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Представленная справка о нормативах расходных потребностей по статье местного бюджета ... «содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах поселения в рамках благоустройства» не является нормативом финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения в том смысле, который предусмотрен законом, т.к. она подписана начальником финансово-экономического отдела администрации ..., и в суд не представлено доказательств того, что данный норматив утвержден органом местного самоуправления л.д. 183).
Кроме того, в городском поселении нет нормативных правовых актов, устанавливающих Порядок содержания автомобильных дорог и Порядок ремонта автомобильных дорог, которые должны быть приняты во исполнение статей 17 и 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ л.д. 173).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в городском поселении ... финансируют дорожную деятельность только из расчета ... руб. с применением поправочного коэффициента 0.74 на человека, тогда как законодательство не запрещает ему изыскивать дополнительные средства на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения. Никаких шагов в данном направлении ответчиком предпринято не было, а письмо на имя Губернатора области с просьбой выделения денег в сумме ... млн. рублей для ремонта автомобильных дорог было направлено главой города только после того, как в суде уже было возбуждено гражданское дело по иску прокурора района о понуждении ответчика осуществить ремонт автомобильных дорог.
В судебном заседании глава города пояснил, что вопрос о получении бюджетного кредита на дорожную деятельность даже не поднимался, тогда как в соответствии со ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ такая возможность имеется.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик уделяет недостаточно внимания такой важной сфере для жизнедеятельности города, как содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, тем более, что с момента вступления в должность главы города В.Н.В. получает больше всего замечаний на состояние дорог, как он сам пояснил в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 18 указанного закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ, приказом которого от 27 августа 2009 г. N 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги.
... года комиссия в составе заместителя главы города Ч.Г.Н., старшего госинспектора ДИ и ОД ОГИБДД ОВД по ...у Б.Д.С., первого заместителя главы города Б.А.Ю. и инженера по безопасности дорожного движения МУП АТП К.Б.Н. провела обследование дорог в городе ..., в том числе улиц ..., переулков ... и выявила дефекты дорожного покрытия, однако никаких мер к устранению данных дефектов предпринято не было, хотя в актах были указаны сроки устранения дефектов, которые по данному виду работ истекли в ... года.
Вместо понуждения подрядной организации ООО ДСП «...» к выполнению муниципального контракта ... от ... г. на выполнение работ по текущему содержанию и ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием и сооружений на них в границах ... ответчик ... года расторг данный контракт по соглашению сторон с указанным обществом с ограниченной ответственностью и стал заключать договоры с другим предприятием на выполнение разовых работ, что ограничивает возможности по ремонту дорог.
По пояснениям главы города конкурс на заключение нового контракта на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе ... в настоящее время еще не объявлен, что делает почти невозможным содержание и ремонт автомобильных дорог, т.к. отбор подрядчика для выполнения данных работ в соответствии с законом возможен только после проведения конкурса.
В соответствии с п. 3.1.1. государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221 и введенного в действие с 01.07.1994 г. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно раздела 1 данного документа автомобильные дороги в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения составляют дороги группы В. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1 п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, в которой указано, что повреждения на 1000 кв.м. покрытия не должны превышать более 2,5 кв.м., а для весеннего периода - 7,0 кв.м. Сроки ликвидации повреждений не должны превышать 10 суток.
На основании п. 3.1.2. указанного ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В пункте 10.2 Правил дорожного движения установлено, что в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, однако движение в городе Устюжна на указанных улицах и переулках с данной скоростью невозможно в связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия.
В акте обследования улично-дорожной сети ..., составленном старшим госинспектором ДИ и ОД ГОБДД ОВД по ...у Б.Д.С. указаны повреждения дорожного покрытия, которые по всем параметрам превышают установленные стандарты, кроме повреждений по глубине возле домов 61 и 69 на ..., возле ... на ... и ... на ..., однако данные повреждения по ширине и длине возле этих домов превышают установленный размер л.д. 19-20).
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании."
Поэтому указанный выше ГОСТ Р 50597-93 является национальным стандартом, и применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которой со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам…строительства, …эксплуатации,…установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Статья 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно утверждениям прокурора ..., которые не были опровергнуты ответчиком на указанных улицах произошло 153 ДТП, одно из которых со смертельным исходом, 13 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести и во всех ДТП был причинен материальный ущерб собственникам транспортных средств, и сопутствующими условиями ДТП являлось неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, следовательно, для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества автомобильные дороги в городе ... должны в обязательном порядке содержаться с применением национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.» Данное требование нормативного акта не выполняется администрацией ....
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования прокурора ... являются обоснованными и подлежат удовлетворению, и администрация ... подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности в виде понуждения к ремонту указанных в иске дорог.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поэтому суд считает, что для исполнения решения суда ответчику должен быть установлен срок до ... года, т.к. по мнению суда данный срок является достаточным для приведения указанных улиц и переулков в соответствие с нормами национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 252, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора ... удовлетворить.
Обязать администрацию ... привести в соответствие с техническими нормами национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 участки дорог в городе ..., ...: возле домов с номерами ... на ...; возле домов с номерами ... на ...; возле домов с номерами ... на ...; возле домов с номерами ... на переулке ...; возле домов с номерами ... на переулке ...; возле дома с номером ... на переулке Комсомольский в срок до ... года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 июня 2010 года.
Судья С.В. Мищенко
...
...