Решение об анулировании регистрационных действий



...

Дело № 2-220/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июня 2010 года г. Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мищенко С.В.,

при секретаре Бариновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балачкина Н.А. о признании незаконным решения начальника ОГИБДД ОВД по ... об аннулировании регистрационных действий в отношении транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

Балачкин Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника ОГИБДД ОВД по ...у об аннулировании регистрационных действий в отношении транспортного средства, указав в обоснование своих требований, что ... г. он приобрел по договору купли-продажи у Башарова С.С. в ... автомашину марки ВАЗ 2109. ... г. данную автомашину он поставил на учет в РЭГ ОГИБДД ОВД по ...у, где зарегистрировал ее надлежащим образом. Он ежегодно проходил технический осмотр автомашины. Никаких претензий по поводу автомашины к нему никто не предъявлял. В апреле 2010 года его сын - Балочкин С.Н. перекрасил автомашину из голубого цвета в черный, т.к. на ней стала проявляться ржавчина. За время владения данным автомобилем никаких изменений в номерные агрегаты он не вносил. Идентификационные номера его автомашины ВАЗ 2109 были проверены по ФБД «Водитель», «Документ», «Розыск». При проверке по ФБД идентификационные номера в розыске не числились. Вопросы учета автомототранспортных средств детально регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Правилами регистрации транспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001. Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции. В ст. 326 УК РФ установлена ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером.

При регистрации транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции производится их осмотр. При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, регистрационные действия не производятся, информация об обнаружении признаков преступления передается в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством. Он считает, что действующими Правилами регистрации предусмотрена регистрация транспортных средств, в отношении которых проводилась проверка на предмет обнаружения признаков преступления. Так, в частности, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел.

Кроме того, в Правилах предусмотрено, что при совершении регистрационных действий в порядке, а также в отношении транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, в графах "Особые отметки" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), свидетельства о регистрации транспортного средства, реестра регистрации транспортных средств, карточки учета транспортного средства делаются записи "Номер VIN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен". На внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы "Особые отметки" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений) и карточки учета транспортного средства вклеиваются изготовленные экспертно-криминалистическими подразделениями фотографии места измененной маркировки размером 50 х 5 мм. Записи, вносимые в свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, а также фотографии заверяются подписью должностного лица и печатью регистрационного ?разделения.

... г. в отношении него было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что также подтверждает то, что его вины в изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на транспортное средство нет.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если знает, что нарушены его права и свободы.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Просит признать незаконным решение начальника ОГИБДД ОВД по ...у Смирнова А.А. об аннулировании регистрационных действий от ...0 г. в отношении автомашины ВАЗ ..., г.н. Р ..., номер кузова ..., номер двигателя ..., ... года выпуска и обязать ОГИБДД ОВД по ...у зарегистрировать, принадлежащий Балочкину Н.А. на праве собственности, автомобиль ВАЗ ..., г.н. Р ..., номер кузова ..., номер двигателя ..., ... года выпуска.

В судебном заседании заявитель Балачкин Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении и пояснил, что его вины нет в том, что автомобиль был приобретен им с измененным идентификационным номером, также пояснил, что он не может пояснить в чем заключается незаконность решения начальника ГАИ.

Представитель ОВД по ...у в судебном заседании Веселов А.Н. по доверенности пояснил, что решение начальника ОГИБДД по аннулированию регистрационных действий от ... г. являются правильным, принятым в соответствии с законом. Просил в удовлетворении заявления Балочкина Н.А. отказать.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ... года Балачкин Н.А. приобрел по договору купли-продажи автомашину марки ВАЗ ..., и ... года данную автомашину он поставил на учет в РЭГ ОГИБДД ОВД по ...у, получив регистрационный знак О ....

В ... года автомашина была перекрашена из голубого цвета в черный, и в связи с этим Балочкин Н.А. ... года обратился в РЭГ ОГИБДД ОВД по ...у с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы. При осмотре кузова автомашины у инспектора, проводившего осмотр, возникли сомнения в соответствии номера.

В связи с этим автомашина заявителя была направлена на исследование, при производстве которого было установлено, что первичное содержание идентификационного номера представленного автомобиля подверглось изменению путем демонтажа фрагмента маркируемой панели с обозначением идентификационного номера и последующей установки на его место фрагмента маркируемой панели с идентификационной маркировкой – ХТА ...; демонтажа заводской таблички с обозначением первичной идентификационной маркировки и последующей установки таблички с маркировкой ХТА ... л.д. 59).

... года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в его действиях состава преступления.

... года начальник ОГИБДД ОВД по ...у принял решение об аннулировании регистрационных действий в отношении автомобиля ВАЗ ..., государственный регистрационный знак О ... СР .... Свидетельство о регистрации, ПТС и регистрационные знаки сданы в РЭГ ОГИБДД ОВД по ...у л.д. 8).

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд, исследовав материалы дела, находит действия начальника ОГИБДД ОВД по ...у, вынесшего решение об аннулировании регистрационных действий, обоснованными и законными.

Регистрация автомототранспортных средств установлена для их допуска к участию в дорожном движении, а не в целях подтверждения прав их владельцев и является административным актом, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства. Правомерность регистрационных действий не зависит от того, собственником или добросовестным приобретателем предъявлено автомототранспортное средство, и должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации в органах ГИБДД.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 16 января 2007 г. N 127-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аринина Алексея Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" указал, что согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3). По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации). Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (п. 2).

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 указанного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из содержания приведенной нормы следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

В пункте 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 (в редакции Указов от 2 июля 2002 г. N 679, от 03.05.2005 N 497, от 23.04.2007 N 533, от 03.07.2008 N 1041) установлено, что Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Подпунктом "з" пункта 12 указанного Положения, предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Верховный Суд РФ в порядке абстрактного нормоконтроля проверял данную правовую норму на предмет соответствия ее законодательству и своим решением от 26 сентября 2003 г. N ГКПИ03-1012 признал ее соответствующей федеральному законодательству.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года N 1001, принятым во исполнение Постановления Правительства РФ т 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"(далее Правила).

В абзаце 6 пункта 3 Правил установлено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В то же время абзац 3 пункта 51 Правил закрепляет, что при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Суд учитывает, что решением Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 года N ГКПИ04-1204 была подтверждена законность первого предложения абзаца первого пункта 17 и абзаца 3 пункта 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, которые имеют аналогичный характер с абзацем 6 пункта 3 и абзацем 3 пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года N 1001.

Из содержания приведенных правовых норм видно, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации (п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"). В частности, таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

То обстоятельство, что Балачкина Н.А., при приобретении автомобиля с "перебитыми" номерами не знал о его проблемах, послужило основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ только в отношении него. По факту подделки идентификационного номера автомобиля, содержащего признаки преступления, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено быть не может. Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении заявителя не является основанием для регистрации автомобиля с поддельным идентификационным номером, являющегося, по существу, предметом преступления.

Судом не учитывается и то обстоятельство, что заявитель является добросовестным приобретателем, поскольку право на автомобиль никем не оспаривается. Названный институт права регулирует отношения между собственником имущества и его приобретателем, органы ГИБДД участником данных правоотношений не являются.

Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц органов ГИБДД.

Не влияют на оценку действий начальника ОГИБДД и те обстоятельства, что ранее автомобиль, принадлежащий Балачкина Н.А. был зарегистрирован и проходил государственный технический осмотр, т.к. абзац 3 пункта 51 Правил прямо предусматривает обязанность Госавтоинспекции аннулировать регистрационное действие транспортного средства, считая его недействительным, при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями.

Не принимает суд и утверждений Балачкина Н.А., содержащиеся в его заявлении, о том, что при естественном износе, коррозии в ПТС, свидетельстве о регистрации и карточке учета транспортного средства делаются отметки «номер VIN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен», т.к. данное положение п. 35.20 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001, касается только изменений в процессе естественного износа и коррозии и никак не может быть применено при противоправном изменении идентификационного номера автомобиля.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что заявление Балачкина Н.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Балачкина Н.А. о признании незаконным решения начальника ОГИБДД ОВД по ...у Смирнова А А об аннулировании регистрационных действий от ... года в отношении автомашины ВАЗ ..., г.н. Р ... СР ..., номер кузова ..., номер двигателя ..., ... года выпуска и об обязании ОГИБДД ОВД по ...у зарегистрировать, принадлежащий Балачкину Н.А. на праве собственности, автомобиль - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Мищенко

...

...

...о