Дело № 292/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Корешковой В.О.
при секретаре Микшине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богомоловой И.Н. к администрации МО Устюженское о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Богомолова И.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Устюженское о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование требований она указала, что является вдовой инвалида участника Великой Отечественной войны, труженицей тыла, многодетной матерью, ветераном труда, своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, однако ДД.ММ.ГГГГ ответчик ей в этом отказал. Богомолова И.Н., ссылаясь на Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, закон Вологодской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» от 25.12.2005 № 2190-ОЗ, просила суд обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель истца Богомолова Т.Н. заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ увеличила исковые требования, просила суд признать незаконными решение жилищной комиссии при администрации МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».
В судебном заседании представитель истца Богомолова Т.Н. заявленные требования поддержала, просила об их удовлетворении, пояснила, что названным решением и постановлением нарушены права истца Богомоловой И.Н., которая в соответствии с федеральным законодательством имеет право быть обеспеченной жилым помещением, как вдова инвалида-участника Великой Отечественной войны. Богомолова И.Н., обратившись с заявлением к ответчику, представила требуемый им пакет документов. В ответ на заявление она дважды получила немотивированный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, дважды направлялась ответчиком в межведомственную комиссию при администрации Устюженского муниципального района на предмет оценки пригодности проживания жилого дома, которого у Богомоловой И.Н. не имеется. При обращении к главному специалисту отдела ЖКХ, архитектуры, строительства и охраны окружающей среды администрации Устюженского муниципального района КЛН выяснилось, что межведомственная комиссия создана для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, данной комиссии делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений. Поскольку Богомолова И.Н. в собственности жилья не имеет, проживает с дочерью и зятем в квартире, принадлежащей им на праве собственности, она не имеет права обратиться в межведомственную комиссию. В настоящее время Богомолова И.Н. нуждается в жилом помещении, поскольку фактически имеет лишь спальное место в одной из комнат квартиры, принадлежащей на праве общей долевой собственности супругам Богомоловым. В одной комнате с истцом проживает несовершеннолетняя ЛАА, учащаяся 9 класса МОУ «... основная общеобразовательная школа». Кроме указанных лиц в квартире, как член семьи супругов Богомоловых, проживает БВВ Жилая площадь квартиры не позволяет полноценно проживать в названном жилом помещении семье из 5 человек. С учетом возраста и состояния здоровья истец нуждается в отдельном жилом помещении, которое может быть ему предоставлено в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Устюженское Смирнова И.Б. иск не признала, пояснила, что решение жилищной комиссии и постановление об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, оснований для постановки Богомоловой И.Н. на учет не имеется.
Суд, выслушав стороны, свидетелей КЛН, ПНА, БИА, ПТИ, БЕС, БВИ, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
При вынесении решения суд исходил из того, что согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривается за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.
Исходя из смысла названного Указа Президента РФ, суд считает, что все нуждающиеся ветераны должны быть обеспечены жильем.
Учитывая важность жилищного вопроса для ветеранов ВОВ, Президент РФ в п.3 названного Указа предложил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 - ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. При этом, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть иные, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан к которым, в соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18.01.2010 № 809-СК/07 следует относить членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Закон Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (ст.ст. 1-4) определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, является предоставление жилых помещений по договорам социального найма. По письменному заявлению, обеспечение жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах». По договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда области социального использования. Жилые помещения предоставляются органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление государственным жилищным фондом области, в порядке, предусмотренном законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», с учетом особенностей, установленных вышеназванным законом области. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 36 квадратных метров общей площади жилого помещения. При предоставлении жилого помещения учитываются члены семьи, имеющие также право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с вышеназванным законом области. В таком случае норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 36 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого гражданина.
В соответствии с Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.
На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право, в том числе иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
Для принятия на учет по месту своего жительства гражданин подает в орган местного самоуправления области заявление по установленной Правительством области форме с приложением требуемого законом пакета документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из ст.ст. 2,7, 15 (ч.1и 2), 18, 21 (ч.1), 39 (ч.1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 59 (ч.1), 71, 72. Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ правовое регулирование общественных отношений должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, что несовместимо с положениями ст.ст. 1(ч.1),2,18,19 (ч.1 и 2), 54 (ч.1), 55(ч.2) Конституции РФ (постановления от 24.05.2001, определения от 04.04.2006, от 08.02.2007)
Из материалов дела следует, что Богомолова И.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ..., с ДД.ММ.ГГГГ проживает по адресу: ... ..., с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по данному адресу.
Указанная квартира на основании решения профкома колхоза «...» от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена дочери и зятю истца: БВИ и БАВ. ДД.ММ.ГГГГ им был выдан ордер № на указанное жилое помещение, которое с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит в равных долях на праве общей долевой собственности супругам Богомоловым. ... квартиры составляет 47,9 кв.м., жилая 28,3 кв.м.
В квартире фактически проживают 5 человек: Богомоловой И.Н.., 1921г.р., БВИ, 1952г.р., БАВ, 1950г.р., БВВ, 1982 г.р., несовершеннолетняя ЛАА.
В судебном заседании установлено, что истец Богомолова И.Н. совместно с несовершеннолетней ЛАА занимают одну из комнат квартиры, площадью около 10 кв.м.
Фактически у истца имеется лишь спальное место в комнате, поскольку комната оборудована с учетом интересов несовершеннолетней ЛАА, которая учится в 9 классе МОУ «... основная общеобразовательная школа».
Отношения между Богомоловой И.Н. и ее зятем БАВ напряженные, поскольку площадь квартиры не позволяет максимально учесть интересы всех проживающих. БАВ, являющийся собственником квартиры, в течение длительного времени вынужден ограничивать себя, использовать кухню, как место для сна и отдыха.
В судебном заседании установлено, что, несмотря на проживание Богомоловой И.Н. в квартире дочери и зятя, членом их семьи она не является, общее совместное хозяйство с ними не ведет. Обращение Богомоловой И.Н. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении связано с тем, что дальнейшее совместное проживание для истца в семье зятя обременительно, он настаивает, как собственник жилья, на заключении договора коммерческого найма.
Ранее Богомоловой И.Н. и ее дочери БВИ в равных долях на праве общей долевой собственности принадлежал дом, общей площадью 27,6 кв.м., из них жилой 15,9 кв.м., расположенный по адресу: ... ....
В указанном доме Богомолова И.Н. проживала с мужем, после его смерти была вынуждена переехать к дочери, поскольку дом был неблагоустроенным, требовал капитального ремонта. Проживание Богомоловой И.Н. в указанном доме было невозможно в силу преклонного возраста и неблагоустроенности жилья.
Согласно справке администрации МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ № в ... отсутствуют инженерные сети, водопровод, канализация, теплосеть, не имеется магазина и медпункта.
Названный жилой дом с 1991 был нежилым, ДД.ММ.ГГГГ был продан за ... рублей.
Богомолова И.Н. является вдовой инвалида-участника Великой Отечественной войны, многодетной матерью, ветераном труда, ей назначена пенсия по старости в размере 6 686 рублей 70 копеек с ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительное материальное обеспечение в размере 500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МО Устюженское с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, заполнила заявление установленной формы, предоставила требуемый ответчиком пакет документов.
Согласно представленного ответчиком протокола ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации МО Устюженское приняла решение рекомендовать собственникам квартиры, занимаемой Богомоловой И.Н., обратиться в межведомственную комиссию для признания общей площади проживания непригодной (пригодной) для проживания.
Данное решение комиссии до сведения собственников квартиры ответчиком не доводилось. В адрес Богомоловой И.Н. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором ответчик, ссылаясь на протокол жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовал уже истцу написать заявление в межведомственную комиссию на обследование жилого дома на предмет оценки пригодности проживания.
При этом, указанное уведомление не содержало сведений о месте нахождения органа, в который направлялся истец и сведений о жилом доме, который нужно было оценивать на предмет пригодности проживания. К данному уведомлению протокол заседания жилищной комиссии приложен не был (л.д. 22).
Указанный протокол не был первоначально представлен ответчиком по запросу суда от ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика Смирнова И.Б. в предварительном судебном заседании пояснила, что такого протокола не имеется, заседание жилищной комиссии имело место лишь ДД.ММ.ГГГГ, после чего было вынесено оспариваемое истцом постановление. Протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № представлен ответчиком с пакетом документом, собранным истцом и приложенным к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что заявление Богомоловой И.Н. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было рассмотрено. В своем решении жилищная комиссия указала, что нет возможности поставить Богомолову И.Н. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, т.к. площадь квартиры превышает учетную норму жилой площади на одного проживающего. Богомоловой И.Н. рекомендовано обратиться в межведомственную районную комиссию на предмет оценки пригодности жилого помещения.
В судебном заседании представителем ответчика Смирновой И.Б. представлено решение Совета МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 11 квадратных метров общей жилой площади на одного человека.
Исходя из технических характеристик квартиры, в которой проживает истец, количества лиц, указанных в протоколах жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (3 человека), буквального толкования текста представленного суду решения Совета МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения», названной выше учетной нормы общей жилой площади на одного человека (11 кв.м.), жилая площадь квартиры, в которой проживает Богомолова И.Н., в целях признания ее не нуждающейся в жилом помещении, по мнению суда, должна составлять не менее 33 кв.м., что не соответствует действительности, поскольку жилая площадь квартиры составляет 28,3 кв.м.
При указанных в протоколе обстоятельствах, а также при фактическом количестве проживающих в данной квартире суд считает, что истец не обеспечен необходимой жилой площадью в полном объеме, в связи с чем является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ № администрацией МО Устюженское вынесено постановление «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении», согласно которому Богомоловой И.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не по учетной норме, а по иному основанию.
Ответчик при отказе сослался на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, таким образом, указав, что истцом не представлено документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся.
При этом на основании объяснений представителя ответчика Смирновой И.Б., показаний свидетелей следует, что решение жилищной комиссии является обязательным условием при разрешении вопроса о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес истца ответчиком было направлено уведомление со ссылкой на протокол жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и рекомендовано написать заявление в межведомственную комиссию на обследование жилого дома на предмет оценки пригодности проживания.
Данное уведомление, как и ранее направленное в адрес истца не содержало сведений о месте нахождения органа, в который направлялся истец и сведений о жилом доме, который нужно было оценивать на предмет пригодности проживания. К уведомлению не были приложены соответствующие протокол жилищной комиссии и постановление.
Суд критично оценивает представленные ответчиком протоколы заседаний жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные протоколы не содержат мотивированных выводов комиссии при решении вопроса о постановке на учет Богомоловой И.Н., не содержат ссылки на закон, которым руководствовалась комиссия при отказе Богомоловой И.Н. в постановке ее на учет, при направлении ее в межведомственную комиссию.
Кроме того, из данных протоколов не ясно каким образом было принято решение комиссии, т.к. протоколы не содержат сведений о голосовании по рассмотренному вопросу, данных о том, кто выступал с докладом по заявлению истца, каким образом вопрос о постановке гражданина на учет обсуждался членами комиссии, какие обстоятельства дела были приняты во внимание.
Суд подвергает сомнению и правомочность комиссии, поскольку из показаний свидетелей следует, что в период рассмотрения заявления Богомоловой И.Н. комиссия была не в полном составе.
В протоколах заседания жилищной комиссии отсутствуют сведения о лицах, фактически проживающих в данной квартире, не определены условия истца в данной квартире.
Протокол от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверные сведения о том, что общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 49,7 кв.м.
В названном протоколе указано, что на заседании комиссии присутствовала глава МО Устюженское Смирнова И.Б.
Вместе с тем, это опровергается показаниями свидетелей, показавших, что на заседаниях присутствовала заместитель главы ПНА
Глава МО Устюженское в предварительном судебном заседании поясняла, что протокола от ДД.ММ.ГГГГ № нет, имеется только протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что ответчиком не были приняты меры для всестороннего и объективного установления всех обстоятельств дела, связанных с разрешением вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида-участника Великой Отечественной войны нуждающейся.
Вместе с тем, следуя указаниям ответчика, представитель истца Богомолова Т.Н. обратилась в администрацию Устюженского муниципального района, где ей главным специалистом отдела ЖКХ, архитектуры, строительства и охраны окружающей среды КЛН было разъяснено, что межведомственная комиссия создана для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, данной комиссии делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений. Поскольку Богомолова И.Н. собственного жилья не имеет, проживает с дочерью и зятем в квартире, принадлежащей им на праве собственности, она не имеет права обращения в межведомственную комиссию.
По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что глава администрации МО Устюженского, согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ № присутствовавший на заседании жилищной комиссии администрации МО Устюженское при рассмотрении заявления Богомоловой И.Н. как вдовы инвалида-участника Великой Отечественной войны, фактически являющийся членом межведомственной комиссии при администрации Устюженского муниципального района, знающий о полномочиях данной комиссии, не принял мер к разрешению данного вопроса по существу.
При указанных обстоятельствах истец Богомолова И.Н., не имеющая собственного жилья, отнесенная законом к особой категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, обратившаяся с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и представившая требуемый ответчиком пакет документов, получила необоснованный отказ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в таком помещении, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ при удовлетворении требований истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать решение жилищной комиссии при администрации МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации МО Устюженское от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Богомоловой И.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными.
Обязать администрацию МО Устюженское поставить Богомоловой И.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Взыскать с администрации МО Устюженское в пользу Богомоловой И.Н. государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд Вологодской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.О. Корешкова